Из Лесного — в Госдуму!

Г.Иванов

Г.ИвановДесятиклассник лицея вошёл в депутатский резерв России

А вы знаете, откуда в нашей стране берутся законы?.. Конечно, вы правы — их принимает Государственная Дума. А кому принадлежит авторство идей? Не задумывались об этом?

Согласно Конституции, право вносить проекты законов в Думу имеет весьма ограниченный круг лиц: это Президент России, Правительство, Совет Федерации, его члены, депутаты Думы, законодательные органы РФ, а также суды — Конституционный, Высший арбитражный и Верховный. Тем не менее нет правил без исключения: буквально на днях мне удалось лично побеседовать с человеком, чья инициатива, возможно, станет законом во вполне обозримом будущем. Самое удивительное в этой истории — то, что учится он пока лишь в десятом классе…

К спортивным победам лесничан мы, казалось бы, уже привыкли, однако не только в спорте нашим землякам есть чем гордиться. Старшеклассник лицея Глеб Иванов недавно вернулся из Москвы с большой победой: его проект «Детские платёжные карты» стал одним из лучших на Всероссийском молодёжном конкурсе «Моя законотворческая инициатива», проводимом под эгидой Государственной Думы России и Управления делами Президента. Только представьте: в финал пробилось всего 120 человек со всей страны, а Глеб — не только занял среди них достойное место, но и попал в двадцатку лучших, получив помимо высшего балла ещё и знак отличия «Депутатский резерв» — самый настоящий, на бархатной подушечке, с именным удостоверением!

— Началось всё, на самом деле, не с конкурса, — рассказывает Глеб. — Около года назад, возвращаясь в автобусе из Екатеринбурга в Лесной, я неожиданно — в том числе и для себя — задумался о том, как можно бороться с незаконной продажей сигарет и пива подросткам. В голову пришла мысль о специальной платёжной карте, которая заменила бы для моих сверстников карманные деньги и позволила бы ограничить круг товаров, доступных для покупок. Сначала это была лишь слабо сформулированная идея, но, походив с ней несколько дней, я был уже убеждён в её жизнеспособности. После того, как за одним из ужинов я рассказал о проекте своим родителям, они посоветовали мне обратиться к педагогу лицея Ольге Борисовне Царёвой, которая и стала научным руководителем моей работы.

На подведении итогов конкурсов

— Как мы знаем, идея с пластиковыми картами для детей — не нова, -вступает в наш разговор Ольга Борисовна, — в таких городах, как Москва, Казань, Екатеринбург, карточки есть у многих школьников: по ним они проходят в школу, ими же пользуются в библиотеках, столовых и так далее…

— Мне, кстати, такие карты никогда не нравились, — говорит Глеб.

— Существующие образцы имеют главной целью безопасность школьников: пришёл ребёнок в школу, сунул карточку в терминал — родителям ушла СМСка: всё в порядке, я в школе. То же самое — после уроков. Мне, как старшекласснику, всё это кажется совершенно лишней опекой, лишающей ребёнка самостоятельности. Поэтому моя идея строится на другом: карта должна стать прежде всего платёжным средством, позволяющим, помимо прочего, ещё и приобщиться с ранних лет к безналичным финансовым расчётам — согласитесь, мир развивается именно в этом направлении. Обналичить средства с карты будет нельзя, а вот поступать они будут из нескольких источников: это и всевозможные пособия, и дотации (скажем, на питание в школе), и стипендии, если хотите. Родители, конечно же, тоже смогут пополнить счёт ребёнка, перечислив ему на карту карманные деньги. Плюсы в данном случае — налицо: во-первых, принимать такие карты могут лишь магазины, не представляющие угрозы для школьника, во-вторых, за движением средств по счёту взрослые смогут следить заочно, ну, а выстроенная на уровне страны система не позволит владельцу карты оплатить покупку «запрещённых» товаров: сигарет, пива, алкоголя… Если взглянуть ещё дальше — можно предусмотреть даже возможность внесения на карту диетических рекомендаций для пользователя — например, ребёнок, страдающий гастритом, не сможет воспользоваться картой в заведениях фаст-фуда. Родители при заключении договора получат возможность предостеречь с помощью карты сына или дочь и от продуктов, способных вызвать аллергию. Ну, а если понадобится всё-таки добавить ещё и функционал, позволяющий отслеживать посещаемость занятий, — что ж, можно сделать и это.

Из Лесного - в Госдуму

— Благодаря детальной разработке проекта и его конкретности, — добавляет Ольга Борисовна, — доклад Глеба на защите работ очень выгодно отличался от других. А соперники, надо сказать, были весьма серьёзные: из дошедших до финала было всего два школьника, остальные — студенты юридических вузов и даже аспиранты! Да и уровень конкурса нешуточный — его тезисы издаются специальными сборниками и направляются для дальнейшей проработки в комитеты Госдумы. Тем не менее, идея Глеба действительно «зацепила» экспертов в жюри.

— Честно говоря, на защите я немного испугался, — признаётся Глеб, — на доклад каждому из нас давалось по десять минут, за которыми следовали минут пять вопросов от членов жюри и соперников. Мне же вопросы сыпались в течение получаса! Я думал, это провал, однако, как оказалось, всего-навсего живой интерес!.. Я и о том, что победил, узнал чуть ли не случайно. Поскольку на каждой из секций участников было огромное количество (наша секция называлась «Молодёжная политика», а были ещё «Конституционное строительство», «Оборона и безопасность», «Социальная политика» и другие), дипломы было решено вручать «на местах» — произошло это в рабочей обстановке, без акцентов на результатах. Мне достался диплом «За победу» и я решил, что подобные тут получает каждый второй. Но когда стал подглядывать, что написано у соперников, закралось подозрение, что формулировка всё-таки не случайна. Когда, наконец, я решился уточнить всё у организаторов, выяснилось, что мою работу действительно признали лучшей, а ещё — что пора переодеваться и ехать на церемонию награждения (уже настоящую) в Государственную Думу. Там нам провели большую экскурсию по всему 10-этажному зданию Думы, мы побывали в кабинетах разных фракций и понаблюдали с балкона за работой депутатов в зале заседаний (кстати, кресло Николая Валуева -на самом деле в два раза больше обычного!). Нагрудные знаки «Депутатский резерв» нам вручал председатель комитета ГД по образованию Александр Дегтярёв. В общем, впечатлений — масса.

Г.Иванов и О.Б. Царёва

— Конечно, кто-то скажет, что проект Глеба — довольно фантастический, — вновь вступает Ольга Борисовна, — но это, пожалуй, не главное. Тысячи участников конкурса по всей России в процессе подготовки своих проектов сумели осознать, что представляет собой проработка законотворческой инициативы, на защите они столкнулись с мнениями специалистов и смогли взглянуть на собственные идеи с точки зрения экспертов — всё это в конечном итоге ведёт нас к появлению в обществе политиков новой формации, политиков современных и перспективных. Глеб стал первым из лесничан, принявшим участие в конкурсе, но уже сегодня мы готовим новую работу: одна из лицеисток пишет очень серьёзный проект на тему «Дополнения к Уголовному кодексу Российской Федерации». Думаю, удача улыбнётся и ей.

— А я очень рад, что поучаствовал в «Моей законотворческой инициативе», — подводит Глеб итог нашей беседе. — Правда, считаю, что подобный опыт у человека должен быть в жизни единожды. Я учусь в физико-математическом классе, так что гуманитарные конкурсы для меня — скорее исключение, чем обычная практика. Уверен, конкурсов впереди будет ещё много, но это будут уже совсем другие конкурсы.

Предыдущая статьяПерерасчёт по временному отсутствию граждан
Следующая статьяПрофессионализм и обаяние

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя