Году защитника Отечества посвящается…

Решение объявить 2025-й Годом защитника Отечества и посвящённым 80-летию Великой Победы было принято Президентом России Владимиром Путиным не случайно. Это своеобразный посыл всему миру объединиться против нацизма и отстоять историческую правду. Это стало необходимостью на фоне попыток некоторых государств стереть память о подвиге нашего великого народа в спасении целого человечества, поэтому касается каждого.

– Как вы думаете, что это за предмет? – спросила у друзей Анна Сергеевна, показывая небольшой экспонат в витрине.

– Похоже на какой-то футляр, – сказал Никита.

– Может, для иголок коробочка? – предположил Денис.

– Можно сказать, что это футляр, но не для иголок, а для документа, – объяснила экскурсовод. – Хотя иголки в таких футлярах некоторые бойцы тоже хранили. На самом деле это солдатский медальон, его ещё называли «смертным медальоном».

О чём может рассказать солдатский медальон

Солдатский медальон выдавался бойцам Красной Армии как опознавательный знак на случай гибели. Футляр в виде цилиндрического текстолитового пенала с вкладышем из бумаги был введён в марте 1941 года.

На двух одинаковых вкладышах заполнялись сведения о военнослужащем, о месте его призыва и родственниках. В случае гибели солдата один экземпляр вкладыша должен был изыматься похоронной командой и сдаваться в штаб части, а второй оставаться в медальоне при погибшем. Но реально, в условиях боевых действий, это требование практически не выполнялось, медальон изымался целиком. На основании сведений из вкладышей устанавливались имена погибших и составлялись списки безвозвратных потерь.

Из-за нехватки стандартных медальонов в частях Красной Армии использовались и деревянные, и металлические. Иногда вместо пенала использовалась обычная винтовочная гильза, а вместо стандартного вкладыша, отпечатанного типографским способом, военнослужащие вкладывали в медальоны записки с личными идентификационными данными, которые писали на обрывках бумаги или газеты, листовки.

Нужно сказать, что в войсках у бойцов встречалось предубеждение к медальонам. Многие солдаты его просто выбрасывали, считая, что обладателя «смертного» медальона обязательно убьют. Часто бланк оставляли незаполненным.

В сложных условиях на передовой солдаты часто использовали капсулы медальонов не по назначению. Например, если удалить дно и вставить внутрь деревянную деталь с узким отверстием, получался мундштук, который позволял полностью выкурить табак. Вкладыш иногда шёл на самокрутки. В целой капсуле удобно было хранить иголки для шитья и патефона, нитки и другие мелочи, нужные в быту или даже для выживания. Иногда внутри находили и рыболовные крючки.

История этого медальона закончилась в ноябре 1942 года, когда вышел Приказ НКО № 376 «О снятии медальонов со снабжения Красной Армии». Ранее выданные медальоны остались у владельцев, но вновь призванным бойцам уже не выдавались.

Младший сержант Николай Михайлович Жолобов на фронт попал в 18 лет после краткого обучения в общевойсковом училище в Тюмени.

В 1943 году в бою под Харьковом во время атаки был тяжело ранен, контужен и потерял сознание. Товарищи ушли вперёд, а его, посчитав убитым, подобрала похоронная команда, чтобы на следующий день предать земле. Ночью Николай очнулся, встал и из последних сил добрёл до одной из позиций, там потерял сознание, и теперь уже надолго.

Сначала медсанбат, потом госпиталь, долгое лечение. А тем временем в подразделении он числился погибшим, а семья получила похоронку. Видимо, похоронная команда забрала его солдатский медальон, и имя его попало в донесение о безвозвратных потерях. Вышел Жолобов из госпиталя – и снова в строй, в составе 60-го стрелкового полка 20-й стрелковой дивизии с боями дошёл до Берлина.

А после войны побывал Николай Михайлович в селе Чепиль Харьковской области, там, где был тяжело ранен. В парке, в центре села, над братской могилой советских воинов стоит памятник. На нём на гранитной плите значатся фамилии упокоившихся здесь солдат. И в этом списке Николай Михайлович с удивлением нашёл и свою фамилию…

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов рубрики заведующего научно-исследовательским отделом Музейно-выставочного комплекса Александру Гришук.

Фотоиз архива МВК Лесного
Предыдущая статьяИскусство быть учителем
Следующая статьяРитм, рождённый за секунду

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя