Интернат: новая школа для нового района

Интернат1 сентября 2013 года прекращает своё существование школа-интернат № 63

Постановление об этом подписано главой администрации городского округа «Город Лесной». О том, с чем связано такое решение, беседую с заместителем главы администрации по вопросам образования, культуры и спорта Сергеем РЯСКОВЫМ.

 — Сергей Алексеевич, закрывается старейшее образовательное учреждение города…

— Прежде всего, уточню: речь идёт не о закрытии, а об объединении школ № 63 и № 74. Связано это решение с целым комплексом причин. Первая — с оптимизацией финансовых расходов. Как известно, средства на заработную плату в общеобразовательных учреждениях выделяются Министерством образования Свердловской области. Ежегодно Министерство определяет контрольные цифры по снижению неэффективных расходов. Школа № 63 даёт нам 25% всех неэффективных расходов по Управлению образования. Поэтому по данному образовательному учреждению необходимо было принимать соответствующие решения. Кроме школы 63, неэффективные расходы имеют также школы № 8 и № 67. Но эти два образовательных учреждения находятся на особом положении: № 8 — это сельская школа, № 67 — школа в удалённом микрорайоне города, поэтому они обе должны быть сохранены. Таким образом, встал вопрос о школе 63 — в рамках оптимизации расходов.

Вторая причина: сегодня больше половины населения Лесного проживает в домах от улиц Мира, Ленина и ниже, а школ в этом районе фактически нет. Есть школы № 75 и № 76, но в 75-й дети уже учатся в две смены, 76-я стоит на грани того же. Переполнена и 72-я школа.

Других образовательных учреждений в этой части города нет. Построить новую школу сегодня, во-первых, не реально по финансам и, во-вторых, неэффективно: образовательные учреждения, расположенные в старой части города, не заполнены. Поэтому в данном случае мы исходили из одной цели: новому району нужна своя школа.

— И такой школой предстоит стать школе-интернату?

— Да. Сегодня по проекту школа 63 рассчитана на 240 учащихся, но после проведения ремонта и реконструкции спальных мест её мощность повысится до 400-450 детей. Это позволит снять напряжённость со школьными местами в новой части города. Кроме того, мы смотрели опыт Новоуральска — единственного города, где существует такая же, как у нас, школа-интернат. Все другие города Свердловской области уже отказались от подобных форм образовательных учреждений. Так вот, интернат Лесного находится в худшем, по сравнению с Новоуральском, положении. Прежде всего, интернат Новоуральска — полная школа: дети учатся 11 лет, у нас же обучение 9-летнее. Затем, их школа имеет статус автономного учреждения, то есть может самостоятельно зарабатывать дополнительные доходы. Наша школа — казённая, и даже если её перевести в статус бюджетной или автономной, то она не выживет при той наполняемости, которая есть сегодня. Новоуральцы зарабатывают, сотрудничая также и с училищем олимпийского резерва. У нас реализовать эту же схему, к сожалению, не удалось, поэтому наш интернат не сможет развиваться по этому же пути.

— Почему Вы считаете, что интернат не сможет зарабатывать самостоятельно? Ему ведь есть чем…

— С одной стороны, действительно, зарабатывать есть чем, однако, переведя школу в иной статус, необходимо выдерживать соотношение 35% (управленческий персонал) на 65% (педагогический коллектив). Но педагогический коллектив жёстко завязан на количестве детей, обучающихся в школе. При той численности, которая есть в интернате сегодня, это соотношение выдержать невозможно. Поэтому и было принято решение объединить коллективы 63-й и 74-й школ, чем одновременно решить и проблемы наполняемости 74-й школы, которая сегодня недозагружена.

— Два коллектива объединить в один -не всегда получается безболезненно. Тем более, речь идёт о непростом детском контингенте школы-интерната…

— Я бы так не сказал. Школа-интернат изначально создавалась для детей малообеспеченных, а не для трудных, не для асоциальных.

— Но сегодня этот критерий не выдерживается.

— Согласен, на каком-то этапе действительно прошла подмена: образовательные учреждения города стали предлагать детям, представляющим проблемы в обучении и воспитании, перейти в 63 школу. На мой взгляд, это неправильно. Когда в школе несколько трудных детей, но они — в общем коллективе, с ними можно работать, и эта работа проходит эффективнее, чем когда такие учащиеся составляют основной контингент школы, как это происходит сегодня в интернате. Мы уже сталкивались с такой практикой, когда у нас были группы детского дома: эти дети регулярно совершали побеги, противоправные деяния, прогуливали уроки. Воспитатели фактически не могли на них повлиять… Поэтому, зная о сложном контингенте учащихся интерната и расформировывая его по другим образовательным учреждениям, мы снижаем концентрацию сложных подростков в школах.

— Но Вы только что сказали, что они все пойдут в ОДНУ школу — в 74-ю…

— Пока учащихся направляем в 74-ю. Но этих детей будет немного: сегодня в интернате нет 1-го, 2-го, 5-го классов, 9-классники тоже заканчивают обучение. Поэтому в 74-ю школу пойдут учащиеся 3-го, 4-го, 6-го, 7-го и 8-го классов, это не так много.

— А педагоги?

— Управление образования будет работать с каждым сотрудником и педагогом школы индивидуально.

— Как отнёсся коллектив школы 74 к грядущим преобразованиям?

— Руководство и коллектив школы 74 понимают, что сегодня без уменьшения неэффективных расходов — не обойтись.

Чем крупнее школа, тем легче ей выживать в нынешних условиях. Финансы идут за ребёнком: чем больше в школе учится детей, тем большие финансовые возможности можно привлекать для развития школы. Маленькие школы сегодня, к сожалению, обречены.

Но если сельская школа и школа на 35-м квартале будут существовать в силу своей острой необходимости на удалённых территориях, то 63-я школа не обладает таким иммунитетом.

— Хорошо, но как тогда быть с теми семьями — малообеспеченными, многодетными и другими, кому школа-интернат действительно оказывала существенную материальную и иную поддержку? Для них ведь это был реальный выход из трудной жизненной ситуации!

— Поддержка незащищённых категорий населения — это полномочия субъекта федерации, то есть области. Пока город мог помогать финансово, он нёс эту нагрузку. Сегодня в условиях сокращения финансовых возможностей городского бюджета мы вынуждены отходить от финансирования не наших полномочий. Что касается поддержки семьям, то в 74-й школе будут созданы группы продлённого дня, и те родители, у кого ненормированный рабочий день или иные причины, смогут своих детей оставлять там. Малообеспеченные семьи и иные категории граждан, нуждающиеся в помощи, могут обратиться в Управление социальной политики по городу Лесному, в государственное социально-реабилитационное учреждение «Чайка», где всегда окажут необходимую помощь.

— Сергей Алексеевич, Вы сказали, что новому району нужна новая школа — то есть 63-я останется школой? Это здание не перепрофилируют, не передадут в ведение санатория-профилактория «Солнышко» или ЦМСЧ? Такие разговоры сейчас идут в городе…

— Нет, 63-я останется общеобразовательной школой. В здании будет проведён ремонт, спальные корпуса реконструируют в учебные, также необходимо провести пешеходную дорожку до школы, наладить освещение, поставить светофор. Все работы по благоустройству подходов к школе будут выполнены, и только после этого школа начнёт свою работу в качестве общеобразовательного учреждения.

— И каковы сроки?

— Скорее всего, к 1 сентября 2015 года.

— А здание бывшего детского дома тоже будет передано для нужд новой школы?

— Для школы оно не нужно. Может быть, на его базе будет организована гостиница — в городе периодически возникает проблема: негде остановиться приезжающим гостям, спортсменам, артистам… Но пока о судьбе этого здания решение не принято.

— Сергей Алексеевич, не опасаетесь социального взрыва в городе? Ведь закрытием школы-интерната недовольны многие горожане — и те, кто в нём нуждается сегодня, и те, кто окончил эту школу в прошлом. Не опасаетесь провокаций, разыгрывания «интернатовской карты» перед следующими выборами?

— Я опасаюсь другого. Мы помним ситуацию, сложившуюся в соседней Нижней Туре несколько лет назад, когда в середине учебного года у города просто не осталось финансовых средств для выплаты заработной платы педагогам. Была создана комиссия, куда вошли депутаты Думы, работники отдела образования, администрации, и эта комиссия вынуждена была сокращать штатное расписание прямо в середине года. Вот эта ситуация как раз и чревата социальным взрывом, она гораздо опаснее, чем разыгрывание политической карты. Поэтому мы сейчас начали работу по реформированию интерната. Это менее болезненно, чем когда в спешке придётся тушить разгоревшийся пожар.

— Из двух зол?..

— Да. Это как раз тот случай, когда, просчитав ситуацию, выбрали зло меньшее.

— Наверное, обидно потерять старейшее образовательное учреждение, недавно отметившее юбилей, несущее особую социальную миссию в городе и являющееся частью истории города?

— Это действительно так. Неверно думать, что это решение принималось легко. И понятно, что не все воспримут его однозначно.

Повторю: пока мы финансово жили неплохо — город мог содержать интернат. Сейчас финансовые возможности местного бюджета с каждым годом уменьшаются, а с 1 января 2014 года ситуация станет ещё более сложной, и, мы будем вынуждены продолжать работу по оптимизации расходов местного бюджета.

Пока мы попытались выйти из сложного положения с наименьшими потерями, объединив две школы с целью максимально эффективного заполнения и использования учебных мест, и одновременно предусмотрев учебное здание для школы нового района, которая понадобится городу в недалёком будущем.

Предыдущая статьяКлещи атакуют
Следующая статьяОтопление. Опрессовки. Дороги

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя