Так уж устроены мы с вами, что в том, как играть в футбол, учить детей и убирать дороги, разбирается каждый россиянин. Именно поэтому, наверное, такие темы обсуждаются постоянно и, надо сказать, весьма эмоционально. И если футболисты ещё только готовятся к сезону, а школьники пока даже и не думают о летних каникулах, то в жизни коммунальщиков на днях произошло событие, можно сказать, «знаковое» — наступила весна. Именно в этот день, 1 марта, я встретился с заместителем директора МУП «Комбинат благоустройства» по производству Игорем БОБЫРЁМ, чтобы выяснить: конец зимы для предприятия — это возможность отдохнуть от бесконечной борьбы со снегопадами или начало новых проблем? Однако то, что Игорь Петрович рассказал мне, вышло далеко за рамки моего вопроса…
Расслабляться нам некогда
— Зима календарная действительно закончилась, но мы с вами живём в таком регионе, где снежный сезон завершается порой и в мае, так что смена времени года никак не повлияла на работу КБл, и мы сегодня продолжаем выполнять главную задачу — содержать дороги Лесного в подобающем виде.
Ушедшая зима была необычной в плане объёмов выпавшего снега: 32 сантиметра осадков — уже к середине января! Просто для себя — в том числе и потому, что, кроме нас, цифра эта мало кого волнует — мы посчитали, зная площадь указанных в договоре и подлежащих уборке дорог города, что при таком обилии осадков для вывоза ВСЕГО выпавшего снега нам потребовалось бы 32 десятитонных КАМАЗа и 4-5 снегопогрузчиков. Это при условии, что вся техника 6 месяцев работала бы в режиме полного 8-часового рабочего дня! Сопутствующие расходы составили бы без малого 50 миллионов рублей. А что же мы имеем в реальности? По контракту на обеспечение содержания дорог выделено 29 миллионов рублей. И это — не на зиму, а на весь год! Наш транспортный парк тоже не дотягивает до желаемого: работают два грейдера, 2 КАМАЗа, а погрузчик, к сожалению, встал «на прикол» у забора — изношенная техника не выдержала высоких нагрузок. Тем не менее работа предприятия не останавливается: весь выпадающий снег мы так или иначе убираем с дорог, часть — вывозим, часть — укладываем на газон. Поэтому, когда раздаются возмущённые реплики, что мы, мол, не работаем, я согласиться с этим никак не могу. Два функционирующих грейдера мы загоняем сегодня в две смены, практически не давая им отдыхать. Только за январь мы вывезли весь объём снега, предусмотренный полугодичным контрактом. А в феврале — ещё столько же, только уже «за свой счёт»: первоначальной сметой такие расходы (а это ни много ни мало -девятьсот тысяч рублей!) предусмотрены не были. Конечно, по факту уборки, в соответствии с законом, будут проведены новые торги, но ведь работа уже сделана, деньги потрачены, а вот выиграть аукцион ещё только предстоит…
За три месяца зимы в этом году мы сумели посыпать ВСЕ тротуары города. Только представьте себе трудоёмкость процесса: небольшая машина с ковшом привозит щебень на место, три работника вручную лопатами разбрасывают его по тротуару (иначе нельзя — саморазбрасывающая машина по узким дорожкам просто не пройдёт!), затем машина срывается и из любого уголка города мчится вновь на асфальтовый завод, где набирает новую порцию… И так — в течение целого дня. Более того — щебня за зиму мы уже израсходовали в четыре раза больше, чем было запланировано (и снова — за собственный счёт!). Казалось бы — зачем? А затем, что то тут, то там кто-то поскользнулся, и мы мчимся, чтобы создать комфортные условия пешеходам. Правда, если честно, уже сейчас смущает тот факт, что предстоящим летом нам этот щебень придётся убирать, затрачивая средства предприятия, а иначе — нас ждут предписания от контролирующих организаций за неубранный щебень на газонах и штрафы!… Такая вот получается «вилка»…
Не выдерживает даже техника
— Кто-то скажет: если собственных мощностей не хватает, берите технику у сторонних организаций! Так мы и берём, но только в крайних случаях. К примеру, арендовали в новогодние каникулы самосвалы у АТП. День аренды — 33 тысячи рублей. Три дня — сто тысяч… Если бы такие деньги у нас были, мы, возможно, и не испытывали бы такого дефицита. А пока — приходится компенсировать недостаток мощностей лишь самоотверженным трудом. И надо сказать, сотрудники наши действительно демонстрируют очень высокий уровень профессионализма. Например, грейдеристов всего трое, но замены им нет -дороги они чистят та к, как никто другой: брали мы, скажем, грейдеристов из ПЖРЭП, но начальники участков жалуются: качество — не то. То есть дворы эти ребята убирают хорошо, но расчистка улиц — совсем другое дело, другие требования! Так что сегодня, если кто-то из наших специалистов уходит «на больничный лист», для предприятия это — практически невосполнимая потеря.
Повышенной интенсивности труда не выдерживает даже техника: за 3-5 лет подобного режима механизмы изнашиваются полностью. И вновь спасают ситуацию лишь наши работяги-«кулибины», ремонтирующие совсем, казалось бы, нефункциональную уже технику и вновь выводящие её на линию. Для примера скажу: от нагрузок у грейдеров лопаются рамы! Представляете?! А мы кладём на них 20-миллиметровые накладки, обвариваем швы и продолжаем работать! Думаю, не стоит объяснять, что никакие ремонтные работы в смету муниципального заказа не закладываются — средства приходится «высасывать» буквально «из пальца»…
Вы скажете: разве не выделяются деньги на новую технику? Выделяются. Но и здесь не обходится без подводных камней. В конце 2012 года городская Дума выделила нам 8 миллионов на обновление автопарка. Если бы мы могли получить эти средства «на руки» — освоили бы их за два дня. Но по закону покупать технику мы имеем право лишь через торги. Отлично осознавая наши потребности, главный инженер предприятия быстро сформировал заявку: нам нужен такой-то КАМАЗ, такой-то грейдер и вот такой погрузчик. Более того — мы нашли и крупного поставщика в Екатеринбурге, который готов был предоставить нам все три позиции заявки, но… закон требует приобретать технику по отдельности, а значит — закладываем чуть больше денег в заявку на КАМАЗ, чуть больше — на грейдер, и вот -на приличный погрузчик нам уже не хватает… А со стороны всё выглядит иначе: Дума деньги направила, а мы — никак их не освоим.
Если не мы — то кто?
— Поскольку все работы по благоустройству проходят сегодня через торги, у читателя может возникнуть вопрос: так зачем же вы участвуете в них, если считаете, что выделяемых денег недостаточно? Ответ на самом деле прост: а кто, если не мы? Ведь годовой контракт – это не только вывоз снега зимой. Это уборка и содержание улиц в течение всех 12 месяцев. А значит — нужен внушительный штат уборщиков, вся необходимая техника на каждый из сезонов. Вряд ли кто-то из местных предпринимателей готов сегодня на это. Конечно, авантюристы, может, и найдутся, но каков будет результат? Всего один мощный подрядчик — «Магистраль» Огибенина — заявлялся пока вместе с нами на аукционы. Но и он до последнего за контракты не борется — сбивает цену и уходит с торгов. Так было, например, с подрядом на ремонт улицы Мира этим летом: «Магистраль» сбросила цену контракта на 800 тысяч рублей — в итоге нам пришлось выполнять работы практически по их себестоимости.
Чтобы было понятно, могу привести и совсем свежий пример — подготовка площади у СКДЦ «Современник» к предстоящей Масленице. Стоимость работ — 52 тысячи рублей. Навскидку — неплохая сумма, но давайте попытаемся разложить её. Подрядчику необходимо: очистить площадь от снега, вывезти его, установить бетонные «башмаки», привезти столб, поставить его, почистить, заправить, привезти и установить биотуалеты, организовать наличие контейнеров под мусор… — и всё это ещё до начала массовых гуляний. А после — все мы знаем, в каком состоянии находится площадь по окончании городских праздников — мы должны за 4 часа полностью убрать её. В смету на уборку заложено всего 1600 рублей — 10 работников с оплатой по 40 рублей в час. Ну разве станет кто-то из предпринимателей браться за такой контракт? Но и это ещё не всё: то, что Масленица традиционно проходит в воскресенье, в калькуляции просто не учтено! Но мыто вынуждены будем платить своим работникам повышенную ставку! Вот и получается, что наша деятельность — вовсе не коммерческая, а скорее — политическая. Ведь должен в городе быть порядок — мы, как настоящие патриоты Лесного, в этом абсолютно уверены.
Правда, выполнение политических задач должно, наверное, подразумевать и соответствующую поддержку со стороны постоянных партнёров, но вот как раз её-то мы, к сожалению и не ощущаем. Просим мы, например, работников ГИБДД помочь освободить улицы для уборки от стоящего транспорта — они ссылаются на собственные проблемы: мол, на свои-то нужды штата не хватает… Вот и получается, что грейдеру нашему приходится по дорогам не мчаться, а еле идти, то и дело аккуратно объезжая стоящий транспорт. А когда через какое-то время уедет эта машина, мы вынуждены на место её стоянки отправить маленькую МКСМ, чтобы та подчистила освободившуюся территорию. В итоге — постоянная ненужная суета, сплошные доработки, и как следствие — совершенно другие расходы.
Зато когда дело касается проверки результатов нашей работы, скидок нам не делает никто. Не расчищены «треугольники видимости» — штраф, не соответствует уборка перед пешеходным переходом требованиям ГОСТа -штраф. Самое обидное — что даже на устранение несоответствий времени иногда просто не дают! Казалось бы, выполняем одну задачу -заботимся о благополучии горожан, но общий язык находить удаётся далеко не всегда…
Могли бы зарабатывать, но…
— Конечно, «Комбинат благоустройства» -предприятие хозрасчётное, а значит — мы сами должны искать возможности зарабатывать не только на исполнении муниципальных контрактов. Мы бы — с радостью, но как обстоят дела на самом деле? В прошлом году, по заказу комбината «Электрохимприбор», мы закатали асфальтом автомобильную площадку за КВЦ, получив за два дня работы почти 1,5 миллиона рублей. Нам бы продолжать в том же духе и бед не знать, но… этим летом мы не смогли взяться за работы на четвёртом заводе, так как все наши ресурсы были брошены на внутриквартальные работы — мы расширяли стоянки для автомобилей. Причём задача была поставлена так, что вместо того, чтобы, скажем, в двух дворах выстроить действительно достойные объекты, мы добавляли по метру в 12 дворах. В итоге — места под парковку так и не хватает, зато сил затрачена уйма: ведь старый бордюр нужно вырвать, затем установить новый, положить асфальт… Примерно та же картина и с ямочным ремонтом: наступит весна, будет город готовиться к майской эстафете — снова мы должны будем привести в порядок улицы. Коммерсанты не возьмутся — это ж не автобан по прямой вести, а постоянно перепрыгивать с места на место: то там чуть-чуть, то там… Сплошные перегоны техники, куча ручной работы — разравнивать асфальт на ямках, в общем, мышиная возня, по большому-то счёту. Но мы возьмёмся, ведь это задачи городские, и мы призваны их решать.
Наверное, ситуация в корне изменилась бы, если бы «Комбинат благоустройства» сменил статус «муниципального унитарного» на «казённое предприятие». Это позволило бы нам выступать не в качестве подрядчика, а напрямую подчиняться городской администрации, без необходимости участвовать в торгах, сконцентрироваться именно на работе. Справились с задачей — получили премию, а то сегодня премиальное положение на предприятии есть, а премий нет уже несколько лет. К сожалению, у директора просто-напросто морального права нет выплачивать премии сотрудникам, когда практически на каждом совещании мы — в числе «наказанных».
Все мы — оптимисты
— Наверное, после такого разговора сложно понять, почему же все мы до сих пор здесь работаем. Отвечу за себя лично. Во-первых, работать здесь я действительно хотел. В моей жизни был период, когда я довольно успешно развивал собственный бизнес, но в определённый момент я понял, что занимаюсь какой-то ерундой. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что эта «ерунда» приносила мне весьма достойные деньги. И всё-таки удовлетворения она не приносила. Если хотите, считайте это моей гражданской позицией, но я действительно хочу приносить пользу! Я сам себе сказал: «Хочу «горячее» дело!» — и это дело я получил. Более того, несмотря на все трудности, работа в КБл мне по-настоящему нравится: здесь ежедневно, ежечасно нужно принимать решения, здесь невозможно сидеть на месте!..
Раньше я очень любил снег. Пришёл сюда -и снег для меня означает лишь одно: спокойствию — конец. Если пошёл снег, значит, с пяти утра надо отправлять машины, грести, убирать, отвозить… И если что-то не получается, поверьте, нас это расстраивает ничуть не меньше, чем остальных горожан. Но всё-таки все мы здесь — оптимисты. И нас не останавливают в этом ни совсем небольшие зарплаты, ни рабочий график без выходных и праздников. Именно оптимизм не позволяет нам опускать руки и заставляет верить в то, что рано или поздно наши надежды на лучшее станут, наконец, реальностью!