«Гуманитарий» или «технарь»?

Минобразования разделит всех школьников на гуманитариев и технарей

Министерство образования и науки начиная с 2015 года планирует ежегодно проводить комплексные тесты учащихся 8-9-х классов, чтобы определить их склонности и помочь выбрать будущую профессию. В мониторинге будут принимать участие как преподаватели школ, так и психологи.

Инициативу прокомментировал сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей ДЕМИДОВ.

Андрей, как по-вашему, насколько необходимо такая дифференциация? Ведь сейчас огромное количество людей, выпускников вузов, работают не по специальности.

Андрей Демидов: — Если по сути, то в предложении, которое министерство озвучивает, есть рациональное зерно. Оно заключается в том, что, действительно, на данный момент нет системы эффективной профориентации. А всё остальное, то, как это сейчас подаётся и выглядит, похоже на создание определённой очередной бюрократической надстройки. Например, мы знаем, что в Москве будет создаваться на городском уровне центр профориентации. Моё глубокое убеждение, что это может быть эффективно, только если основная часть работы будет проводиться в школе – там, где дети учатся, где их наблюдают и могут посмотреть в тех или иных ситуациях.   

— Ну а тесты? Они-то эффективны?  

Андрей Демидов: — Сами по себе тесты, наверное, не вредны, но смотря какие выгоды на основании их будут делаться. Если просто на ребёнка повесят клеймо «гуманитарий» или «технарь», и дальше его возможности будут сильно ограничены – перейти из одного разряда в другой – я бы это, честно говоря, не поддержал. Потому что один-единственный тест или даже два теста не дадут хоть сколько-нибудь точных, верных данных о том, к чему склонен каждый конкретный ребёнок. 

Как вы думаете, дети в принципе в таком возрасте уже понимают, чего они хотят в будущем? 

Андрей Демидов: — Разные бывают дети. И уровень понимания у них разный, и склонности проявляются по-разному в разное время. Очевидно то, что, в общем, детей действительно надо сопровождать на пути поиска ими какого-либо направлении. Я имею в виду: помогать им как-то определиться, отмечать результаты, обсуждать и делать выводы. Надо также, чтобы и психологическая служба в школе тоже понимала, какие задачи перед ней ставятся. Конечно, не хотелось бы, чтобы дети уже в 8-9-классе были загнаны в какие-то загоны и рамки. Ведь всё может поменяться. Может быть, в старших классах школьник резко начнёт тяготеть к физике, а причиной тому – просто хороший учитель по физике, к которому ребёнок тянется, прикладывает много сил, чтобы понравиться педагогу, а на самом деле он скорее гуманитарий. Бывают разные случаи, всё индивидуально. Но большинство детей определяется с выбором только к окончанию школы. 

Андрей, допустим, после тестов разделили детей на гуманитариев и технарей. Что дальше?

Андрей Демидов: — Мне трудно сказать, потому что я самого документа ещё не видел. Пока есть только некие заявленные намерения. Я опасаюсь другого: то, о чём мы говорим в связи со стандартами старшей школы – о создании этих профилей, когда ребёнку надо определиться сразу после 9 класса – это та же система загонов. Потому что, если ребёнок после 9-го класса определился на некий естественнонаучный профиль, то понятно, что у него гуманитарная составляющая резко ослабляется, и потом ему уже из этих рамок не выбраться. Я бы опасался, что результаты этих тестов могут также использоваться для того, чтобы подталкивать – я уж не знаю, насколько здесь можно заставить – детей идти по тому или иному профилю…  

 

От редакции   

Каждый родитель хочет для своего ребёнка хорошего, стабильного будущего. Многие с раннего детства пытаются привить сыну или дочери мнение о том, какой конкретно профессиональной деятельностью ему было бы лучше заниматься. При этом пребывая в полной уверенности, что они лучше знают, что нужно их ребёнку. Здесь, пожалуй, исключение могут составить лишь династии — где родители своим примером с рождения формируют в ребёнке мотивацию к продолжению профессии.  

Государство же решило пойти по пути дифференциации: либо технарь — либо гуманитарий.   

Что думают об этой инициативе наши читатели? Время до 2015 года пройдёт незаметно, и сегодняшние школьники 5-6 классов уже могут попасть в «разделительный» процесс.   

Ждём отзывов — как обычно: vestnik-lesnoy@mail.ru, www.vestnik-lesnoy.ru, и на странице «ВКонтакте» vk.com\gazeta_vestnik.        

Предыдущая статьяНа страже качества специальных боеприпасов
Следующая статьяВы спрашивали…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя