Династия. Согласитесь, само слово – с запасом мудрости и опыта. Представляешь несколько поколений людей, преданных одной профессии. В нашем случае поколения пока четыре. Четыре поколения профессиональных педагогов.
Учителя – категория особая. С ними всегда интересно. Люди они, как правило, внимательные, доброжелательные, на всё реагирующие, всё замечающие. И всегда они легко делятся собой – привычка, внедрившаяся за годы в жизненные устои и взгляды. А с детьми – объясняющие, убеждающие, обучающие, «за руку ведущие», если перевести с греческого.
Приятно и интересно было общаться и с этими двумя обаятельными женщинами: учителем иностранного языка школы № 71 Светланой Ступниковой и её мамой, преподавателем изобразительного искусства школы № 64 Оксаной Ступниковой. Ещё одного представителя династии Сотниковых, мужа Светланы, Евгения Солодухина, поменявшего в водовороте учительской семьи инженерную профессию на педагогическую (учитель технологии), заменил на нашей встрече маленький, шустрый, как живчик, сынишка – Кузьма. А вы знаете, вполне может быть, тоже будущий педагог.
Начало династии положила прабабушка Светланы, Екатерина Васильевна Титовец, учительница начальных классов, проработавшая в Исовской школе 56 лет. Её дочь и бабушка Светы, Валентина Андреевна Белявская, отдала 28 лет Качканарской средней школе. Преподавала ИЗО и черчение. Есть у Светы ещё тётя-учитель – Юлия Бутакова. И, конечно, мама, вот уже более 20 лет работающая преподавателем изобразительного искусства, а также являющаяся заместителем директора школы, завучем по внеклассной работе.
Света навсегда запомнила свой первый (одиннадцатый) класс. Это было испытание. «Они меня проверяли», – говорит Светлана. Ещё бы, невысокая, хрупкая девчушка в 21 год – и почти ровесники – семнадцатилетние «старшаки». Но потом освоились быстро: у Светы была крепкая мамина наука – «строгость, внимательность, справедливость, честное объяснение ошибок, ну и не без нормальной человеческой эмоциональности, конечно». А в предмете – наука любимых учителей, к кому вернулась в школу коллегой: Натальи Васильевны Квашниной (влюбившей её в иностранные языки) и Марины Валентиновны Горкиной (подвигнувшей в педагоги). Она и сейчас продолжает ходить к ним иногда на уроки.
Может, громко прозвучит: принципы работы, требования и устои. Но именно они горячо обсуждаются на семейных советах этой компактной учительской семьи. Именно о желании «грамотно научать» (как говорил Ломоносов), вызывать постоянный интерес к новому и неизведанному, знакомя с инновациями, возвращая к традициям народа, изучая технологии, наполняя и наполняя копилки знаний, умений, ненавязчиво и убедительно развивать юные души культурно, эстетически, не забывая об истинном патриотизме – именно об этом их споры, их семейное, профессиональное общение.
«Вообще-то, мы, учителя, – в душе дети, – говорит Оксана Юрьевна. – Я легко могу пробежать по школе, когда тороплюсь. Я живу их темпом. Я их понимаю. Очень скучаю в отпуске. Если у тебя душа ребёнка – в школе легко.
Задор, темп, блеск в глазах – я без этого не могу. А когда в конце урока дети встают и говорят: «Спасибо!», когда звучат аплодисменты… Это и есть награда за то, какой ты педагог и человек».