О деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в нашем городе знают многие – за 20 лет своего существования «Чайка» (а именно так до сих пор называют центр) стала тем убежищем, где накормят, обогреют, окажут психологическую поддержку. Домом, где каждый ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию, получит помощь и хоть немного тепла и доброты. В центре работает семь отделений, и за годы своего существования он стал одним из лучших в Свердловской области.
Новшества центра
С 1 января 2015 года на базе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних центра «Чайка» начала работу группа дневного пребывания. Основная идея её создания – помочь ребёнку преодолеть появившиеся у него проблемы. Реабилитацию в группе дети проходят днём, а вечером уходят домой. И так – 5 раз в неделю.
– В условиях оптимизации социальных учреждений и сокращения финансирования создать такую группу было крайне сложно. Но мы сумели доказать, что содержание ребёнка в группе дневного пребывания не менее эффективно, чем в стационаре, поскольку в процессе детской реабилитации задействованы практически все специалисты, – рассказывает директор СРЦ Ирина Маркова. – Высококвалифицированные кадры нашего учреждения – педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-дефектолог, инструктор по труду, специалисты по социальной работе в результате проведения индивидуальных занятий, диагностик, бесед с использованием специального оборудования стараются определить первопричину, ставшую побуждающим мотивом отклоняющегося поведения ребёнка. И, конечно, одна из обязательных составляющих деятельности этой группы – двухразовое питание детей.
Каждому – особое внимание
Занятия проходят по нескольким направлениям. Так, в комнате социально-педагогической реабилитации проводится индивидуальное консультирование и коррекция несовершеннолетних. Здесь социальный педагог Ольга Абрамова работает с детьми по программе духовно-нравственного воспитания, в основе которого лежит ознакомление с культурными, досуговыми, историческими центрами нашего города, занимается по программе формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек – компьютерная диагностика позволяет выявить сформировавшийся уровень зависимости и откорректировать его.
Рядом находится комната для групповых занятий. Здесь ребята под руководством социального педагога играют в настольные игры, занимаются коллективным творчеством.
В учебном классе специалист центра Алёна Перникова помогает постигать школьный материал детям с низкой мотивацией к учёбе. Неофициальная доброжелательная обстановка способствует лучшему усвоению новой информации. Мальчишки и девчонки начинают чувствовать себя увереннее, и, как результат – получают хорошие оценки в школе. «Ребята здесь словно окрыляются, а когда показывают выставленные в дневниках «четвёрки» и «пятёрки» – для меня это главная награда!» – отмечает Алёна Александровна.
Испытать эффект бесконечности
Особой популярностью у ребят пользуется сенсорная комната. Здесь можно отдохнуть, снять состояние психологического дискомфорта, обсудить конкретную проблему с педагогом-психологом и просто побыть наедине с собой. Ребёнок в этой комнате попадает в совершенно необычную для него среду. Во-первых, играет классическая музыка, которая благотворно влияет на детское сознание и погружает в состояние умиротворения. А во-вторых, всё, что здесь находится, можно потрогать и получить приятные тактильные ощущения. Например, войти под «сухой дождь» и, посмотрев вверх, словно улететь в космос; поваляться на засыпных пуфах; прикоснуться к волшебным светодиодным нитям; полежать под «звёздным небом»; испытать эффект бесконечности, всматриваясь в настенное панно, или порисовать руками на песочном столе.
– Попадая в сенсорную комнату, ребёнок первым делом начинает её исследовать, что даёт ему ощущение управляемости и контролируемости внешнего мира, – рассказывает педагог-психолог центра Елена Семёнова. – Используя разные режимы приборов, можно добиться разных эффектов – активации психических процессов, релаксации или установки душевного равновесия. В такой спокойной и даже можно сказать завораживающей атмосфере дети легче идут на контакт, лучше раскрываются (становятся способными анализировать некоторые ситуации) и участвуют в поиске решения своих проблем. Надеемся, что сенсорная комната внесёт весомый вклад в процесс реабилитации мальчиков и девочек Лесного.
В тренинговой ребята учатся слушать и слышать друг друга. По словам специалиста по социальной работе Натальи Штанг, после занятий в тренинговой у многих воспитанников центра улучшились взаимоотношения с родителями – дети рассказывают, что стали больше с ними общаться и больше времени проводить вместе.
Социальная реабилитация происходит и в столовой. Специалисты центра прививают ребятам культуру приёма пищи, учат правильно пользоваться столовыми приборами. А ещё у детей есть возможность получить новые для себя навыки ведения домашнего хозяйства: научиться готовить простые блюда, мыть посуду, накрывать на стол и многое другое.
Двери «Чайки» открыты каждому
Улыбки на детских лицах говорят только об одном – в социально-реабилитационном центре маленьким лесничанам интересно и комфортно.
Ребята находят в центре новых друзей, познают окружающий мир, повышают школьную мотивацию и преодолевают психологические трудности. Заботливые сотрудники центра не оставляют без внимания ни одного ребёнка. К каждому находят индивидуальный подход и вселяют уверенность: всё получится!
Гибкий график работы учреждения – с 8.30 до 20.00 в будние дни и с 9.00 до 15.00 в субботу – позволяет ребятам приходить в центр и после занятий в школе, и в своё свободное время.
Детям до 18 лет все социальные услуги предоставляются бесплатно.
Всех желающих получить психологическую помощь и поддержку специалисты социально-реабилитационного центра ждут по адресу:
г. Лесной, ул. Орджоникидзе, 16А. Тел. 9-95-73.