На протяжении 55-летней истории «Современника» менялись направления его работы, формы существования: творческий поиск и современные тенденции (недаром он — «Современник») заставляют двигаться вперёд, и только вперёд. Но неизменным всегда было и остаётся непередаваемое чувство восторга и ожидания чуда, когда входишь в это красивейшее здание (побыстрее бы уже завершился такой долгожданный ремонт!). Кстати, вспомним, что до недавнего времени официально это был Дом культуры. Да и сейчас практически ни от кого из лесничан в разговоре не услышишь громоздкую конструкцию «социально-культурно-досуговый центр», потому что это действительно ДОМ: для всех, кто когда-то переступил его порог в том или ином качестве…
Ольга ИГОШЕВА, руководитель хореографического ансамбля «Непоседы», выпускница детского танцевального коллектива Дома культуры «Современник»:
— Этот дом-дворец был для нас, детей, поистине волшебным: эта сказочная люстра в Большом зале, необыкновенные лестницы, огромное фойе с колоннами, таинственные подвалы и закоулки, которые мы исследовали каждую репетицию. Нас было отсюда не выгнать: мы бежали сразу после школы, мы оставались на занятия взрослых коллективов и видели, как из ничего появляется что-то…
Я вспоминаю, как по окончании занятий наш руководитель Константин Губин выносил на середину зала стул, мы садились на пол рядом с ним, и Константин Евгеньевич разговаривал с нами обо всём — и даже про политическую жизнь страны, а мы слушали раскрыв рты и поражались — сколько же всего он знает! Мы любили и Алевтину Николаевну Шабалину, которая была хореографом, балетмейстером и постановщиком многих оперетт и детских балетов — «Голубая змейка», «Волшебный дневник», ведущей артисткой балета музыкально-драматического театра и дала нам многое. Своим детям я тоже стараюсь заложить, что они — необычные: самые красивые, артистичные, музыкальные, тогда легче работать, тогда ребёнок и родители верят в твои и свои силы, — отмечает Ольга Валентиновна.
Исторически сложилось, что детские коллективы Дома культуры всегда работали и работают рядом со взрослыми коллективами. «Мы заходили в Дом культуры, и на стенах видели портреты, например, актёров музыкально-драматического театра, что приводило нас в полный восторг, — вспоминает Ольга Игошева. — Это были наши «звёзды», наши кумиры, мы знали всех по именам и фамилиям, это было что-то недосягаемое! И счастье, когда пришло время совместного творчества — всё это неимоверно сближало нас: оркестр, хор, актёров театра, актёров балета, это осталось в памяти самыми яркими воспоминаниями детства. А какой в городе был фурор, когда появился режиссёр Вячеслав Васильев, а в балетном классе — Анатолий Быстриков со своими молодыми, энергичными ребятами и необычной хореографией, которые работали рядом со «стариками» — Юрием Краснокутским, Юрием Михайловым, Наталией Поротниковой!
Я иногда жалею, что нет этого сейчас, на каком-то этапе утратилась тесная связь поколений, хотя, с другой стороны, каждый коллектив Дома культуры имеет свою яркую индивидуальность и узнаваемый стиль, оставаясь, несмотря ни на что, одной семьёй не только территориально, но и духовно. Вообще, очень важно, чтобы нынешние ребята знали, что происходит в Доме культуры, что наверху есть Академический хор, что есть театр, что есть вокальные коллективы.
В данный момент к юбилею «Современника» мы делаем совместные постановки с детскими вокальными коллективами под руководством Эльвиры Выбойщик и Илоны Кулаковой. Необходимо, чтобы подобное сотрудничество происходило и дальше. Хотелось бы продолжить сотрудничество с театром в плане совместных больших постановок, потому что это всегда интересно не только нам, но и зрителю. Чтобы моим ребятам было, как и нам, что вспомнить о годах пребывания в этом Доме, чтобы они, занимаясь самым красивым искусством — хореографией, знали и ценили то, что делают представители других творческих направлений и коллективов: вокалисты, другие танцевальные коллективы, цирковая студия… «Непоседы» всегда рядом с ансамблем «Калейдоскоп», а с недавним юбиляром — коллективом «Ретро» — у нас вообще крепкая дружба. Наш ансамбль всегда очень дружил с театром «Тутти-Фрутти» и его режиссёром Ларисой Старцевой: это и наши совместные ежегодные новогодние спектакли, и совместные театральные постановки, такие как «Пеппи Длинный чулок», «Сказка о Попе и его работнике Балде». Мы вместе отмечали премьеры: пили чай, делились впечатлениями, высказывали замечания. Удачным было сотрудничество и со взрослым театром и его режиссёром Виталием Старцевым: вспомнить только и «Калигулу», и «Последняя женщина Дона Хуана», это какая-то другая ступень развития ребёнка, сейчас этого очень не хватает. У нас есть хор ветеранов, развиваются молодёжные направления — рок и рэп, а наш клуб самодеятельной песни «Меридиан» — вот у нас кто чемпион по гастролям и выездам!
Я преклоняюсь перед Галиной Николаевной Пилигримовой, потому что в наше время удержать хор — это надо приложить поистине титанические усилия; замечательно, что продолжает славные театральные традиции «Современника» Сергей Иванович Рудой, и в театр вливаются молодые актёры, и ставятся серьёзные постановки, на которые с удовольствием идёт зритель. Ведь у нас очень благодарный зритель, который восторженно принимает в первую очередь своих: я помню, как бушевал зал, когда на сцене были наши мэтры — Анатолий Пилигримов, Евгений Мяздриков, Анатолий Печкуров, Олег Легкоступ, Анатолий Одегов, Людмила Димакова. И живой оркестр! Кстати, мы даже детские ёлки в своё время работали под живой оркестр под управлением Альберта Калинина. Это я сейчас понимаю, насколько нашим педагогам было трудно работать с нами под оркестр! Это же такое напряжение! Нужно было сразу делать всё безукоризненно: это было фантастически сложно, но и фантастически интересно. А оперетта под живую музыку — это же такая магия, ощущение настоящего театра, громадные декорации, наш маг осветитель Виктор Баранов, вершащий свои чудеса.
Но не только в городе знают и любят наших «современниковцев»: география гастролей коллективов обширная. И об этом мы поговорили с Ольгой Валентиновной:
— Мы каждый год выезжаем на фестивали и конкурсы, где выступаем достойно: практически всегда привозим лауреатство I и II степеней, дети на этом растут, они видят другие коллективы, узнают мнение жюри, все свои сильные и слабые стороны. Вообще, у нас все коллективы выезжают хотя бы раз в год за пределы города на конкурсы и гастроли. Другой момент, что нас много — а отправить на гастроли какой-то коллектив сложно финансово и организационно, -и здесь важно не упустить момент, когда конкретный коллектив может ярко проявить себя, и именно тогда дать ему выехать. Жюри в последнее время настроено к конкурсантам довольно позитивно, потому что люди понимают, насколько сложно сегодня руководителям развивать любительское творчество, и атмосфера на конкурсах по большей части доброжелательная. Негатива мы не ощущаем, а уж тем более каких-то происков и закулисного коварства — упаси Бог: раз коллективы любительские, то и «выжимаемости» со сцены нет, по крайней мере в каких-то экстремальных формах, как случается, к сожалению в профессиональной среде. Сближают и совместные внеконкурсные мероприятия — игры, вечера, танцы.
Мои дети в поездках совсем другие — более ответственные, понимают, что нужно быть осторожными и внимательными, знают, что там некому погладить, некому причесать, потому встают в шесть утра и делают причёски, затем выходят в коридор и начинают разминаться, ведь в девять часов утра им необходимо быть на сцене разогретыми, отглаженными, загримированными и показать себя достойно. Они понимают всю важность своей миссии — защищать честь Лесного.
У нас и в городе, и в «Современнике» талантливые руководители и педагоги, с грамотным подходом к репертуару, к подаче материала, а значит, у нас на высоте все — и вокалисты, и актёры, и танцоры, и музыканты!
В канун юбилея я хочу пожелать нашему большому коллективу — творчества, терпения, помнить: если есть мечта — она обязательно сбудется! У нас много молодых руководителей, я думаю, у них всё сложится и каждый наш коллектив обретёт известность за пределами города и будет любим зрителем. Потому что жизнь в Доме культуры не может остановиться, и все классы всегда будут заполнены, и в зрительном зале всегда будет аншлаг, — заключает Ольга Игошева.
Михаил БУЛАТОВ, руководитель отдела звукообеспечения СКДЦ «Современник»:
— Когда я пришёл сюда 19 лет назад, мы работали на бобинных катушечных магнитофонах, резали плёнку, делали монтаж склейками — сейчас молодёжь и не представляет, что это такое, не понимает, как можно целый концерт на этом провести. Сейчас полностью перешли на компьютерную технику, вскоре должны приобрести цифровой микшерный пульт, подобный в нашей области есть только в филармонии. И ждём приобретения современного комплекта акустических систем. Обновление технического оснащения позволит смело приглашать на нашу площадку артистов самого высокого класса, а значит, мы сможем удовлетворить требования самого привередливого исполнителя.
От каждого приезжающего артиста своё впечатление. Некоторые довольно свысока относятся к провинции, а другие, например, джазмены Гроховский, Бриль — музыканты с мировыми именами, оказались абсолютно адекватными, некапризными и простыми людьми, которым очень понравилось в Лесном. Знаете, многие едут к нам с убеждением, что сейчас попадут в какое-то село, но видят современный уютный город, наш Дом культуры, уровень работы наших служб, наличие всех необходимых условий и бывают приятно поражены. А если ещё и люди хорошие, то работать — одно удовольствие. Кстати, некоторые гастролёры приезжают со своим персоналом, теми же звукооператорами, и так как из-за плотного графика у нас нет времени совершенствоваться на каких-то курсах, то происходит живой обмен опытом прямо при подготовке выступления, что очень важно и ценно.
Конечно, не вся необходимая аппаратура есть у нас в наличии. И тут… здорово выручают коллеги из других учреждений — Детской музыкальной школы, Дома творчества и досуга «Юность», Центра детского творчества, а также наши друзья-музыканты — Иван Нечкин, Александр Хрулёв, Евгений Лыткин.
Думаю, что в плане организации гастролей «Современнику» необходим грамотный и пробивной концертный администратор. Время диктует свои порядки — мы должны зарабатывать деньги, в том числе и на деятельности от предоставления площадки артистам. Ну и радовать тем самым наших зрителей, — улыбается Михаил Владимирович.
Много работают артисты «Современника» и на выездных мероприятиях, а значит, вместе с ними едут и «звукари». Но и отдельно приглашают наших «повелителей звука» на различные иногородние площадки. Как рассказывает Михаил Булатов, география поездок — от Ивделя до Нижнего Уфалея в Челябинской области. Пять лет назад даже на очередной юбилей Екатеринбурга их приглашали озвучивать одну из площадок. И вот что он отмечает:
В нашем городе каждое мероприятие практически всегда имеет своего режиссёра, чёткий сценарий, отрепетированную не единожды программу, и всё проходит по большей части без сбоев и накладок. И это тоже большой плюс Лесному! Ведь когда выезжаем поработать на мероприятиях в другие города, редко где есть такой порядок, как у нас. Иногда приезжаем как в пустоту, и может случиться что угодно… Но справляемся!..
Практически все городские праздники и уличные мероприятия озвучиваются силами Дома культуры:
— Пик работы начинается ближе к Новому году, и поехало — «Успех года», 23 февраля, 8 Марта, Масленица, День города — покой нам только снится. Отдыхаем немного в июле — начале августа, и — по новой. Жить в таком цейтноте сложно, но интересно — кто не вписывается в ритм, тот в культуре не выдерживает. Это затягивает. Дом культуры — это навсегда.
Желаю нашим коллективам творчества, успехов, хочу также поздравить ветеранов СКДЦ и наших зрителей, а это практически весь город. И получается, что праздник «Современника» опять становится праздником всего города, -подчёркивает Михаил.
Что ж, 30 ноября на 55-летии учреждения мы вновь увидим фейерверк талантливых и ярких номеров. И очередной раз воскликнем: «Браво, «Современник»!» А гигантский труд, что стоит за этим, вновь останется за кулисами, которые мы лишь чуть-чуть приоткрыли вам в наших публикациях. Ведь искусство — это для зрителя торжество и магия, а для коллектива «Современника» — это не просто работа, это сама жизнь. Жизнь в тёплом и таком родном ДОМЕ КУЛЬТУРЫ «СОВРЕМЕННИК»!