– уверена тренер по художественной гимнастике детско-юношеской спортивной школы Лесного Раиса Черноголова.
Раиса Алексеевна ЧЕРНОГОЛОВА с мужем – Валерием Германовичем – приехали в Лесной (тогда Свердловск-45) в 1983 году.
Её, хореографа крупного Свердловского спортивного комплекса, пригласили работать тренером в наш закрытый город. С жильём были проблемы, а здесь сразу предлагали квартиру. И, кстати, действительно, без задержек обеспечили молодых специалистов двухкомнатной квартирой, что удивило и порадовало несказанно.
– Мне было тогда 33 года – возраст, в котором особенно хорошо воплощаются на практике все романтические мечты, — вспоминает Раиса Алексеевна. – А когда приступила к работе, поняла, что поле деятельности огромно! Здесь – своя школа, свои традиции, свои – успешные уже – результаты, а мне – хоть и безумно люблю художественную гимнастику – пришлось по сути осваивать совершенно новую специальность.
И первое, с чем столкнулся специалист с большой земли, была жёсткая дисциплина, а ещё – строгий контроль. Высококультурный, вежливый город жил по чётким правилам порядка. Опоздание на работу – это был нонсенс. Детей в зале одних оставлять нельзя ни на минуту, даже если тебя срочно требуют к телефону. С родителями и коллегами надо выстраивать ровные, предупредительные отношения, никаких претензий, только кропотливый труд, взаимопонимание. Ну, а дети…
А дети приняли её сразу и безоговорочно. Молодая, красивая, понимающая, предлагающая так много нового, помогающая во всём. Им и невдомёк было, что на тот момент, когда Раиса пришла в гимнастику, та в свою очередь продвинулась на много лет вперёд. Что увидела она тогда в этом маленьком интеллигентном городе настолько высокий уровень преподавания, от которого кружилась голова и пропадал сон: хотелось круглосуточно заниматься, впитывать, самой расти и расти.
Конечно, нет-нет да и вспоминался Свердловск, не хватало звона трамваев под окном, не мелькали огоньками такси, не слышался смех молодёжи по вечерам. Город иногда поражал тишиной. Но и в ней была своя прелесть. Вечером, когда смолкали неустанные стройки и белая летняя ночь опускалась на город, совсем не хотелось спать, тянуло к книге или на прогулку среди сосен и пихт.
Занимались в здании, в котором сейчас расположена школа искусств, в двух небольших залах, иногда выходили в коридор. Был ещё зал – в УПК. Преподавали тогда замечательные тренеры: Лариса Шабунина, Ирина Теплова, Светлана Оверина… Некоторые их воспитанницы входили в сборную команду области и даже во всероссийскую, состояли в добровольном спортивном обществе «ФИС», имели звания мастеров спорта по художественной гимнастике и блестяще выступали на всевозможных турнирах, соревнованиях.
В своей группе девчонок молодой тренер Черноголова начала с того, что решила их сплотить, научить жить интересами друг друга, дружить и бескорыстно помогать друг другу. Она выстраивала на деле понятие «коллектив» и потом, спустя годы, с этого проверенного метода начинала работу в новых группах.
– Я буквально жила своими девчонками, их интересами, школьными и семейными проблемами. Пропадала в школе все выходные и вечера. Мне хотелось, чтобы их тянуло сюда, чтобы они полюбили художественную гимнастику, как люблю её я.
Шло время, и девочки стали привозить с турниров первые победы. Это сейчас, когда в её арсенале заслуженного тренера, ветерана труда и отличника физической культуры и спорта девять мастеров спорта по художественной гимнастике, чемпионка Европы и мира, Олимпийская чемпионка, когда заработано имя, победы кажутся естественным результатом труда и пота, напряжения и воли. А тогда каждая окрыляла! Дети прогрессировали. Заблистали новые звёздочки: Наташа Кошелева, Женя Макарова, Юля Китина. И вела их к победам дружба. Они и сейчас, спустя столько лет, поддерживают отношения, не забывают своего тренера.
– Впервые именно они мне сказали: «Если бы не гимнастика!»
Имея в виду достигнутые цели – благодаря гимнастике, воспитанные смелость, решительность, упорство, стремление к наивысшему мастерству во всём. Звёздочек на (теперь уже лесновском) небосклоне становилось всё больше. И самая яркая, конечно, Оля Глацких.
– Я выбрала её совершенно спонтанно. Но, как оказалось, точно. На занятии в группе малышек задала упражнение: попытайтесь создать образ скатывающейся по вашему телу маленькой капельки росы. Точно, гибко и совершенно изящно, я бы даже сказала – одухотворённо – эту сценку представила маленькая девчушка по имени Оля. Я к ней буквально прильнула глазами… В тот день я сказала себе: вот она, моя девочка.
И начался бой. Данные – непревзойдённые, характер – тяжелейший. Как все дети, не любит нагрузок, считая их ненужными. Но из тех, кто хорошо знает, когда лениться, а когда работать. Однако, взявшись работать, пашет на износ. Вдохновить её легко. Схватит на лету и уже сама продолжит идею. «Оля, это движение – в розовом цвете, а не в синем. Оно идёт изнутри. Проскользни, промелькни…», – говорю ей. – Скользит. Но почерк свой. И цвет… сиреневый.
Лидер, от своего мнения – ни на шаг, её стихия – риск, акробатика. Хореографию приняла и полюбила позже, когда я уже отчаялась её убеждать. Вдруг влюбилась:
«Оказывается, сколько здесь нового каждый день!». Огромное спасибо родителям: направляли, поддерживали. Психологически – очень сильный человечек. А какой интересный и позитивный! Заглянет в зал – и словно огонёчек зажжётся: коммуникабельная, весёлая, маленькая хулиганка с большим добрым сердцем.
Вот именно с ней Черноголова поняла: главное – убедить ребёнка в полной собственной независимости и самостоятельности. Она советовалась с ней, как со взрослой, давала ей возможность управлять ситуацией, чтобы в будущем не затёрли. Пыталась поручить ей серьёзные вещи, особенно на соревнованиях, вне родных стен зала. Она думала: «Пусть идёт впереди меня. Это ей пригодится». И пригодилось. Настоящие звёзды – народ благодарный. Впитывают всё. А потом преумножают.
Музыка и цвет, вычерченный или просто описанный устно рисунок танца, пластика движений и чувство спортивного предмета в руке. Нюансов как в художественной, так и в спортивной гимнастике огромное множество. И самый главный – внутреннее состояние творческого подъёма. Сама Раиса Алексеевна больше любит мяч – за особую пластику прокатов, лиричность и душевность. Девчушка с сильным характером предпочтёт бревно и взлетит на него, как на пьедестал, и спину изогнёт по-царски, и спрыгнет изящно, чётко, как точку поставит. Мягкая, тихая девочка плавно закружит с лентой. И над всем будет витать художественный образ самой Королевы спорта.
Мы и сегодня готовы воспитывать звёзд. Раиса Алексеевна считает, что есть к этому все предпосылки: и детки сильные, и город спортивный, и тренеры достойные. Такие, как бывшая её воспитанница, мастер спорта Людмила Латышева. Всем спортивным школам области она составила композиции выступлений гимнасток – вот таким ещё обладает талантом. По программам групповых упражнений её девочки завоевали в нынешнем году первое место в области и второе – в Уральском федеральном округе.
– Ни Людмила, ни её коллеги не стоят на месте. И база хорошая. Но есть один момент, существенно тормозящий развитие спорта в Лесном: финансовый, – говорит Раиса Алексеевна. – Нам давно уже никто не оплачивал учебно-тренировочные сборы в других городах. А ведь они дают колоссальные знания и навыки спортсменам и тренерам, помогают двигаться вперёд. На соревнования дети ездят за деньги родителей, костюмы и спортивные предметы приобретаются тоже ими. Что-то изменилось в нашей стране и совсем не в пользу детей. А жаль. Художественная гимнастика, спорт – это здоровье и красота нации. И детский спорт просто должен оставаться на высоте! Подумать надо об этом.