Демонстративность является одной из особенностей личности и проявляется в том, что у этой личности присутствует повышенная потребность в успехе, а также в привлечении внимания окружающих к собственной персоне — подчас не вполне адекватными методами.
Общение и отношение ребёнка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с разными игрушками, то теперь им важно, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребёнок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрёки окружающих.
Вдетском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребёнок может оценить и утвердить себя как обладателя определённых достоинств. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Обычно к 6-7 годам у ребёнка появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.
У истоков демонстративности обычно стоит недостаток внимания к ребёнку, и есть другой вариант развития демонстративности — в этом случае ребёнку оказывается достаточно внимания, но для самого ребёнка по причине завышенной потребности в эмоциональном контакте этого уровня внимания не хватает.
Для получения внимания ребёнок действительно готов подключить все средства. Он может быть подчёркнуто примерным, но так, чтобы его «примерность» не осталась без внимания. Например, ребёнок может сказать: «Я помог сегодня Ивану, дал ему свои варежки. Ведь именно так должны поступать настоящие друзья!» Также ребёнок может нарушать правила поведения, тем самым добиваясь необходимого внимания, пусть в случае нарушения правил это внимание и приобретает негативную окраску — всё равно, даже такого рода внимание служит подкреплением демонстративности.
В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции.
В следующем номере газеты рассмотрим, как нужно вести себя с демонстративным ребёнком.
Подготовлено по материалам сети Интернет.