Квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг появились в почтовых ящиках лесничан не как обычно в конце месяца, в январе, а в начале февраля. Некоторых горожан это взволновало. К тому же практически все обратили внимание, что в графе «перерасчёт» появились некоторые суммы. У кого-то со знаком «плюс», у кого-то – «минус».
Объясняем, почему так произошло и почему у некоторых лесничан до сих пор не прошли платежи за квартплату.
Период перерасчёта
Порядок перерасчёта коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется действующим законодательством.
«С сентября 2022 года действует постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», в том числе в постановление № 491 от 13 августа 2006 года, – поясняет Ольга Белоусова, заместитель директора Расчётно-кассового центра по общим вопросам. – Согласно этим изменениям, в многоквартирных домах, где установлен общедомовой прибор учёта (ОДПУ) коммунальных ресурсов, расчёт платы производится с учётом показаний ОДПУ».
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах в течение года, определяется произведением норматива потребления на тариф с последующим произведением перерасчёта, исходя из показаний ОДПУ.
«То есть это разница между показанием общедомового прибора учёта и суммой показаний индивидуальных приборов учёта каждого собственника в доме. Эта разница может быть как положительной, так и отрицательной. Это зависит ещё и от того, все ли собственники установили индивидуальные счётчики, или же в большинстве жилья ведётся расчёт по нормативу, – уточняет главный экономист АО «Технодом» Елена Григоренко.
Перерасчёт производится по окончании календарного года, и его величина учитывается в составе платы за жилищно-коммунальные услуги равными долями, в течение года, следующего за расчётным.
То есть сейчас, в 2025 году, производится перерасчёт за 2024 год. За 2022 и 2023 годы подобные перерасчёты проводились ранее.
«Опоздавшие» квитанции
В Лесном давно работает схема передачи показаний приборов учёта – ежемесячно с 1 до 10 числа текущего месяца собственники и наниматели передают показания счётчиков в управляющие компании. 2025 год и первый месяц года не стали исключениями.
До 10 января собственники передавали показания индивидуальных приборов учёта. После этого сотрудники управляющих компаний сняли показания общедомовых приборов учёта и передали их в Расчётно-кассовый центр.
Далее специалисты РКЦ начали обработку полученных данных: загружали помесячные данные индивидуальных приборов учёта для каждого лицевого счёта, которых по Лесному более 23 тысяч, проверяли информацию об отсутствии или смене счётчиков, загружали данные общедомовых приборов учёта порядка 500 многоквартирных домов.
«Также был проведён выборочный анализ перерасчёта для каждой услуги в многоквартирном доме с учётом сравнения сумм перерасчёта за прошлые периоды, чтобы исключить ошибки. Эта работа заняла значительное время», – подчеркнула Ольга Белоусова.
Все данные были сверены только к концу января, после чего началась печать платёжных документов, а в первых числах февраля квитанции были доставлены управляющими компаниями в почтовые ящики лесничан.
Откуда долг?
Некоторые жители Лесного не обратили внимания или не восприняли информацию о том, что с 12 декабря МУП «Технодом» преобразован в акционерное общество. Этот переход был осуществлён в соответствии с действующим законодательством, которое требует, чтобы все государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до 2020 года и работающие на конкурентных товарных рынках, были ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 года.
Ранее в «Вестнике» мы уже писали о технических проблемах, не зависящих от действий управляющей компании, которые возникли в процессе перехода «Технодома» на новую форму управления.
Жители, использующие мобильное приложение «Госуслуги.Дом», всё ещё не могут оплатить жилищно-коммунальные услуги через этот сервис. Причина остаётся прежней – новые реквизиты АО «Технодом». Управляющая компания продолжает взаимодействовать с техподдержкой, чтобы восстановить работу приложения.
Всем, у кого в платёжных документах появилась задолженность за жилищно-коммунальные услуги, следует проверить, были ли возвращены на их счета суммы, ранее оплаченные за ЖКУ. Чтобы избежать начисления пени, плательщики, чья плата за ЖКУ была возвращена или не прошла в период сбоя сервиса, должны обратиться в «Технодом» и предоставить скриншоты или чеки об оплате или возврате оплаты.
Также отметим, что в предыдущих квитанциях для оплаты ЖКУ содержались QR-коды со старыми реквизитами управляющей компании, что также могло стать причиной возврата платежей. В февральских платёжных документах QR-коды обновлены.
Во избежание возврата денег на счета собственников, использующих мобильное приложение «Госуслуги. Дом», и появления долгов по квартплате, рекомендуется осуществлять оплату через обновлённые QR-коды в платёжных документах или в Расчётно-кассовом центре.