Почему центральный христианский праздник не имеет одной твёрдой даты?
Пасха и время – удивительная тема, над которой задумывались и поэты, и богословы. Начнём с того, что само слово «пасха» происходит от еврейского глагола «песах», означающего «проходить мимо, миновать».
Как рассказывает книга «Исход», входящая в Ветхий Завет, празднование Песаха было установлено Самим Богом Отцом перед исходом израильтян из Египта в ознаменование избавления евреев от египетского рабства и спасения еврейских первенцев от руки ангела-губителя.
Память об этом событии и отмечали евреи в день Песаха, Пасхи. Праздник всегда считался самым важным у израильтян, его дата тоже была установлена Богом и приходилась на срединный день нисана – первого месяца библейского года, или седьмого по гражданскому летоисчислению. Нисан выпадал на март- апрель по нашему, солнечному, календарю.
Для исчисления точного дня Пасхи по поручению Александрийского патриархата была создана специальная методика подсчёта – Пасхалия, которая имеет свои математические формулы и свой цикл в 532 года. Задача Пасхалии – совместить две абсолютно разные системы исчисления времени: принятую при жизни Иисуса и нашу. Они действительно разнятся – у иудеев даже ночь делилась не на 12 часов, а на 3 стражи.
Вокруг даты Пасхи строится весь церковный год: от неё зависит начало Великого поста, день праздника Входа Господня в Иерусалим, Страстная неделя. А ещё Светлая неделя, следующая за Пасхой, и даты праздников Вознесения Господня и Троицы.
Кстати, в знак того, что время подчинено Богу, сам праздник Пасхи длится не один день – сорок: так Церковь подчёркивает важность величайшего события – Воскресения Христа. Начинаясь торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье, праздник плавно перетекает в Светлую седмицу – первую неделю после Пасхи. И вся Светлая неделя – как один день Светлой Пасхи, день, принадлежащий вечности, где «времени уже не будет».
Чего нельзя делать на Пасху?
Ошибка приходить на Пасху на кладбище, это противоречит самой сути праздника. О смерти и о мёртвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается чаще, чем в другие праздники. Но на Пасху – это победное воспоминание о том, что своею смертью Христос победил смерть как таковую, потому что воскрес! И теперь это путь для всех нас, верующих во Христа.
Праздник Пасхи – утешительнейшее исповедание того, что дарована жизнь и «сущим во гробах». Потому на Пасху не бывает поминальных молений, не отпевают умерших. И это мудро. Чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствах: то ли скорбь, то ли радость о Воскресении Христа, Церковь и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей последующей Светлой недели. Для поминовения усопших дан особый день – Радоница (28 апреля).
Когда красить яйца?
Традиция красить яйца очень древняя. С ней связана легенда. После казни Христа Мария Магдалина принесла императору Рима корзинку с яйцами и сказала, что Иисус воскрес. Тот же не поверил, сказав, что это столь же вероятно, как и то, что скорлупа яиц изменит свой цвет. В ту же секунду произошло чудо – яйца стали красными. Именно поэтому истинные верующие чтят традицию окрашивания яиц.
Самым лучшим днём для окрашивания считается Великая суббота. Но церковь также разрешает делать это в любой день пасхальной недели с понедельника по четверг. Пятница – день скорби, поэтому от покраски следует отказаться. Наши предки верили, что первое окрашенное яйцо – это мощнейший оберег, способный защитить от порчи и сглаза. Его бережно хранили в укромном уголке дома до следующей Пасхи. Оно также обладало способностью защищать членов семьи от завистников и болезней.
По материалам «Российской газеты» и
сайта www.fb.ru