Финансисты Свердловской области приступили к работе по формированию очередного бюджета. На этот раз, рассчитанного на три года.
Об особенностях перспективного бюджетного планирования и о роли муниципалитетов в этом процессе – разговор с министром финансов Свердловской области Константином КОЛТОНЮКОМ.
– Константин Александрович, в чём особенности трёхлетнего бюджетного планирования?
– Прежде всего, формирование «Бюджета-2012 и плановый период 2013-2014 годов» – это констатация того факта, что кризисные явления в экономике преодолены. Потому в Бюджетном послании Губернатор Свердловской области поставил задачу необходимости перехода к трёхлетнему бюджетному планированию. Основное преимущество в том, что как отраслевым министерствам, так и учреждениям такое планирование позволяет видеть долгосрочную перспективу.
Естественно, что для Минфина это – огромная нагрузка и очень серьёзный объём работ.
Уже сейчас рассматривается прогноз социально-экономического развития, коэффициенты роста тарифов на тепловую и электроэнергию, анализируются обращения муниципалитетов, исполнительных органов власти, собирается масса другой необходимой информации, исходя из которой мы и будем строить прогноз по доходной и расходной части бюджета.
– Как, чисто «технически», идёт поиск баланса между пожеланиями всех участников «бюджетного пирога» и реальными финансовыми возможностями области?
– Работа одновременно идёт по двум направлениям и длится несколько месяцев. Главные распорядители бюджетных средств – это органы государственной власти нашей области – вносят свои предложения по расходам, по изменениям областных долгосрочных программ. Сначала эти предложения анализируются и обобщаются специалистами Минфина, затем выносятся на рассмотрение Правительством Свердловской области, губернатором. Затем подключаются депутаты Областной Думы, и в ходе согласительных комиссий происходит поиск необходимого баланса. Параллельно в каждом муниципальном образовании идёт оценка доходов и расходов. Представители муниципалитетов отстаивают свои предложения в профильных отделах Минфина, затем спорные вопросы рассматриваются на согласительных комиссиях с участием областных финансистов, руководителей территорий и депутатов Областной Думы. Такие обсуждения дают возможность услышать муниципалитеты, понять суть их проблем, вовремя помочь. Должен заметить, что Свердловская область – одна из немногих, где работе с муниципальными образованиями во время формирования бюджета уделяется настолько пристальное внимание.
– Существуют ли сегодня у муниципалитетов неиспользованные доходные резервы?
– Да, к сожалению, сегодня далеко не все муниципалитеты готовы к работе по мобилизации доходов. А это – работа по ликвидации убыточности предприятий, легализация зарплаты и снижение задолженности по её выплате, выявление неучтённых объектов недвижимости и землепользования, привлечение и постановка на учёт обособленных подразделений, участвующих в реализации инвестпроектов на территории нашей области.
Другой путь – это снижение расходов и эффективное использование средств. Мы уже рекомендовали муниципалитетам сократить расходы на управленческий аппарат. Откликнулись далеко не все. Кроме того, в этом году будем поднимать вопрос, как реализовывается в муниципалитетах 83-ФЗ о переходе учреждений в казённые, бюджетные и автономные. Этот процесс также может повлиять на доходную и расходную часть местного бюджета.
С начала 2011 года в доходы бюджетов муниципальных образований Свердловской области поступило налогов 12,7 млрд рублей, что на 11,6% выше аналогичного показателя прошлого года, сообщает пресс-служба областного Управления Федеральной налоговой службы РФ. Рост поступлений отмечается по всем основным налогам. Налога на доходы физических лиц собрано 8,7 млрд рублей, что на 900 млн рублей больше поступлений аналогичного периода прошлого года; земельного налога поступило 2,6 млрд рублей (на 300 млн руб. больше); ЕНВД — 1,1 млрд рублей (почти на 100 млн рублей больше).
Хочу подчеркнуть, что со следующего года все муниципальные образования ждут изменения: в связи с тем, что полномочия по финансированию здравоохранения будет передано на областной уровень. Муниципалитетам не нужно будет нести бремя расходов на содержание и ремонт больниц, обеспечение зарплаты медперсонала. В результате у целого ряда муниципальных образований может сформироваться профицитный бюджет. К сожалению, многие территории пока затягивают процесс передачи имущества медучреждений и оформления необходимых документов.
– Будет ли ужесточён контроль над расходами местных властей?
– Финансовый контроль Минфином осуществляется на постоянной основе. Пристальное внимание мы уделяем контролю за капитальным строительством и теми программами, в которых областной бюджет осуществляет софинансирование, например, в строительстве и реконструкции детских дошкольных учреждений. Кроме того, сегодня у Минфина появились новые полномочия – контролировать госзакупки, в том числе и в муниципалитетах. Также мы планируем организовать методическую работу, чтобы научить муниципалитеты эффективнее проводить реализацию 94-ФЗ, что также приведёт к экономии бюджетных средств.
Хочу отметить, что Минфином разработан мониторинг качества бюджетного процесса в муниципалитетах. Совсем скоро мы будем готовы представить рейтинг лидеров.