Бюджетное послание

1
749

Программно-целевой метод, привлечение инвестиций, государственно-частное партнёрство, эффективное исполнение расходных обязательств и социальная направленность. На этой неделе главным событием в Лесном стало бюджетное послание главы городского округа. Виктор Гришин обозначил приоритеты развития городского округа на ближайшие три года.

В.Гришин

В конференц-зале городской администрации присутствовали депутаты, работники администрации, Счётной палаты, руководители предприятий и организаций бюджетной сферы, представители Общественной палаты, политических и общественных организаций, жители города.

Выступление главы длилось чуть больше получаса. За это время Виктор Гришин чётко расставил приоритеты. Уже вначале его выступления становится ясно – бюджет 2015 года будет социально направленным.

«Главным требованием, предъявляемым к бюджету, является повышение эффективности исполнения социальных обязательств в рамках реализации майских Указов Президента РФ – «обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, – говорит Виктор Гришин. – Задача сбалансированности для городского округа крайне важна на 2015–2017 годы. То есть важно, чтобы объём доходов определял объём расходов. Бюджет содержания и бюджет развития – две составные части расходных обязательств бюджета. Важно выдерживать соотношение между ними, то есть, планируя безусловное содержание всех сфер городской жизни через бюджет содержания, мы должны принимать меры по увеличению бюджета развития.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом на 46% уменьшается объём собственных доходов. Но зато в два раза растет объём межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджета, обеспечивающих сбалансированность бюджета городского округа в связи с выпадающими собственными доходами и выравнивающих бюджетную обеспеченность с целью реализации городским округом его расходных обязательств. К ним относятся дотации из федерального и областного бюджета, дополнительный норматив отчислений по НДФЛ, субсидия на выравнивание бюджетной обеспеченности».

Виктор Гришин подчеркнул, что «реализацию новых принципов бюджетного планирования следует осуществлять с учётом плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета городского округа. В данном документе особое внимание уделяется оптимизации бюджетной сети, структуры и штатной численности работников органов местного самоуправления, оптимизации штатной численности работников муниципальных учреждений».

Сегодня в городском бюджете около 72% расходов бюджета – это расходы на содержание социально-культурной сети. Необходимо сохранить эту социальную направленность бюджета и обеспечить финансирование принятых обязательств и в бюджете 2015–2017 годов.

Перед Свердловской областью и муниципалитетом стоят задачи по доведению уровня заработной платы работников социальной сферы до среднего показателя по экономике, а минимального размера оплаты труда – до величины прожиточного минимума. «При этом нагрузка на бюджет ещё более возрастёт, значит, необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности бюджетной сферы, – отметил глава города. – Кроме плана по повышению заработной платы, должен быть разработан план повышения эффективности работы подведомственных учреждений. Необходимо предусмотреть и реорганизацию бюджетной сети для более эффективного использования финансовых средств. Эти показатели будут являться основными при оценке эффективности деятельности руководителей».

Глава города обратил внимание присутствующих на исполнение бюджета и соблюдение финансовой дисциплины. «В 2014 году сохранялась тенденция неравномерного освоения бюджетных средств. Практически 40% бюджетных назначений осваивается в 4 квартале. В 2015 году перед администрацией стоит задача регулярно осуществлять мониторинг исполнения бюджета и своевременно принимать меры жёсткого реагирования» – сказал Виктор Гришин.

Повышение уровня жизни людей – одно из главных направлений деятельности в предстоящие три года. Это станет возможным, благодаря Муниципальной комплексной программе повышения качества жизни населения городского округа. «Основываясь на программно-целевом подходе, у нас разработан и принят комплексный, масштабный и экономически выверенный документ, руководствуясь которым, мы будем в ближайшие годы добиваться реального повышения качества жизни людей. Это позволит существенно укрепить экономический фундамент эффективного социального развития нашей территории», – подчеркнул в своём выступлении глава Лесного. Программой предусмотрено 180 мероприятий в различных сферах деятельности. Их реализацию планируется осуществлять в течение 5 лет за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников, в объёме 12,075 млрд. рублей.

Повышение качества жизни населения в значительной степени сегодня зависит от тех актуальных задач, которые стоят перед городом, но, к сожалению, не вошедших в областные программы. Это бесперебойность предоставления коммунальных услуг, которая может быть достигнута благодаря передаче сетей от комбината «Электрохимприбор» на баланс городу и сокращение издержек и неэффективных расходов в сфере городского хозяйства, городской инфраструктуры. «Задача, которая стоит сегодня перед администрацией, – обеспечить бесперебойную эксплуатацию передаваемого сетевого хозяйства, обеспечить его эксплуатацию на качественно новом уровне с привлечением надёжных энергетических операторов или организации своих предприятий, предусмотрев необходимые средства в городском бюджете, понимая, что необходим переходный период. При этом рассмотреть финансирование мероприятий при помощи инструментов государственно-частного партнёрства, на основе долгосрочных соглашений (концессия, аренда) через конкурсные процедуры с обязательной модернизацией и развитием этих сетей» – отметил глава города.

Кроме того, мэр Лесного указал на необходимость перехода учреждений социальной сферы в статус автономных. «Это даст стимул их руководителям для привлечения дополнительных источников финансирования, внедрения новых услуг, в том числе развитие платных услуг и стимулирование иной внебюджетной деятельности. Создание полноценных Наблюдательных советов позволит повысить уровень заработной платы и привлечёт для работы квалифицированных и востребованных специалистов. Также необходимо усилить контроль за расходованием бюджетных средств в каждом автономном учреждении», – сказал глава города.

Кроме того, по словам Виктора Гришина, необходимо обеспечить безубыточность системы жилищно-коммунального хозяйства путём оптимизации структуры муниципальных унитарных предприятий, работающих в данной сфере, создать условия для внедрения в их деятельность рыночных механизмов функционирования. Речь идёт об объединении и возможном акционировании предприятий. В 2015 году администрация должна реализовать чёткий и экономически выверенный план по оптимизации работы системы городского жилищно-коммунального хозяйства.

«Таким образом, говоря об оптимизации бюджетных расходов, мы говорим не о сокращении, а об эффективности использования бюджетных средств, об адресности бюджетных трат, о развитии системы оказания платных услуг населению, о привлечении дополнительных средств из других источников», – обратился к присутствующим Виктор Гришин.

В решении задачи мобилизации бюджетных ресурсов, по мнению главы города, следует активнее задействовать внебюджетные средства и финансовые инструменты Госкорпорации «Росатом».

Полноценный переход на программно-целевой метод бюджетного планирования будет осуществлён с 2015 года. Бюджет городского округа «Город Лесной» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов будет сформирован в разрезе 13 утверждённых муниципальных программ, что даст возможность повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для населения и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.

Каждая сумма расходов, предусмотренная в муниципальной программе и в бюджете, должна быть обоснована объёмом оказываемых услуг или выполненных работ. На основе регулярного мониторинга и оценки результатов программ мероприятия будут корректироваться с учётом их эффективности.

Одними из ключевых задач бюджетной политики на ближайшие годы Виктор Гришин обозначил «развитие инфраструктуры и поддержку приоритетных отраслей экономики».

В текущем году в рамках реализации выполнения поручения Президента Российской Федерации по вопросам развития закрытых административно-территориальных образований была разработана Комплексная программа развития ЗАТО на период с 2014 по 2020 годы. «Впервые через эту программу мы синхронизируем деятельность градообразующего предприятия и комплексное развитие города. Принципиальное отличие этого стратегического документа в том, что этот план объединяет усилия местной власти, градообразующего предприятия, научного сообщества, бизнеса и общества в единую, взаимодополняющую модель сбалансированного и инновационного развития. Комплексная программа определяет приоритеты инвестиционных расходов на 2015–2017 годы по таким направлениям как модернизация и развитие инженерной инфраструктуры, инфраструктуры системы здравоохранения и культуры.

В первоочередные мероприятия комплексной программы на 2015–2017 годы вошли те мероприятия, которые обеспечат максимальный экономический и социальный эффект от их реализации: отвод и очистка дождевых сточных вод с территории Лесного, реконструкция системы водоснабжения и водоотведения, строительство или реконструкция городской поликлиники, реконструкция городского парка культуры и отдыха.

Инновации – важное направление в экономическом развитии территории. «В среднесрочной перспективе необходимо планировать реализацию на территории городского округа нескольких инновационных направлений и проектов, – подчеркнул глава города. – Таких как создание технопарка, развитие гражданских производств на базе компетенций градообразующего предприятия. Кроме этого одним из инновационных направлений остаётся привлечение частных инвестиций и создание на территории городского округа новых производственных предприятий».

Например, 29 сентября 2014 года с заводом базальтовых композитов заключён договор аренды муниципального имущества с целью организации производства. «Инновации оказывают комплексное воздействие как на количественные, так и качественные параметры экономического роста. Совершенно очевидно, что в сложившихся социально-экономических условиях решающая роль в развитии производственного потенциала Лесного принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций», – сказал Виктор Гришин. – Наша задача в среднесрочной перспективе обеспечить реализацию всех запланированных инновационных проектов, которые в конечном итоге будут способствовать повышению производительности труда и капитала, росту производственного потенциала, который в конечном итоге составит основу доходной базы местного бюджета».

Деятельность органов местного самоуправления в основном оценивается исходя из степени благоустройства города, его экологии, что подтверждается регулярными социологическими опросами населения городского округа. Виктор Гришин отметил, что в данном направлении необходимо не прекращать борьбу с несанкционированными свалками, наладить работу на полигоне ТБО, решить задачу по своевременной эвакуации брошенного транспорта с улиц города для более качественной уборки улиц Лесного: «Надеюсь, что в 2015 году в связи реорганизацией муниципальных предприятий ситуация изменится в лучшую сторону. Задача администрации – обеспечить системность наличием необходимой коммунальной техники, внедрением передовых технологий».

С 2010 года идут ремонты улиц и тротуаров, устанавливаются малые игровые формы во дворах, восстанавливаются газоны и клумбы. Общие затраты бюджета в этот период составили более 430 млн. рублей. Виктор Гришин поставил задачу не только «сохранить эту тенденцию, но и принципиально решить вопрос по эксплуатации и содержанию внутриквартальной инфраструктуры, включая детские игровые площадки и малые архитектурные формы».

Примером возможного государственно-частного партнёрства Виктор Гришин считает будущую реконструкцию парковых зон Лесного. «В 2015 году необходимо разработать городскую программу по обустройству парковых зон. Она должна включать в себя установку современных малых архитектурных форм и оборудования, в том числе и уличных тренажёров для занятия физкультурой, уход и посадку зелёных насаждений, освещения. Возможность посещать эти зоны должна быть круглогодичная», – сказал глава города.

Одной из актуальных задач, которые стоят перед городом в ближайшее время, – это строительство коммерческого и социального жилья. Кроме того, задача обеспечения горожан жильём должна решаться, в том числе путём расселения жилых домов, не отвечающих критериям безопасности. То есть путём реализации программы «Аварийное жильё».

Что касается медицины, то, по словам главы города Виктора Гришина, на сегодняшний день те мероприятия, которые проводили ФМБА и Министерство здравоохранения РФ, не дали результатов. «В настоящее время Счётной палатой РФ и Министерством здравоохранения РФ ведётся работа по реализации поручений Президента России. Этот вопрос стоит также на повестке дня Ассоциации ЗАТО и руководителей Государственной корпорации «Росатом». Считаю необходимым держать вопрос на контроле не только органу местного самоуправления, но и общественным организациям города».

В заключение своего выступления глава городского округа Виктор Гришин отметил: «Бюджет городского округа «Город Лесной» – это инструмент, используя который, мы достигаем поставленных целей. Эффективное использование бюджетных средств должно находить своё отражение в повышении комфортности проживания в нашем городе, в повышении качества оказываемых муниципальных услуг. Считаю необходимым, и это было отмечено в предыдущем послании, придать бюджетному процессу ещё большую открытость и публичность, привлекая к обсуждению бюджета Общественную палату. Политика открытости и прозрачности местного бюджета, информирование горожан о бюджетном процессе в доступной и наглядной форме будут продолжены.

Уже традиционно хочу сказать: нам предстоит большая, кропотливая работа. Если мы будем действовать слаженно, как одна команда, достойно, с полной отдачей сил, мы обязательно достигнем поставленных целей!»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Система прибавки «копеек» к минимальной оплате труда действует с 1992 года. Очень кстати С.Миронов (СР) привёл в пример уже народную «пословицу»  «Нам все МРОТ, МРОТ, а народ все мрет и мрет…». И верно справедливороссы считают, что нужно переходить на почасовую оплату труда.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста, введите ваше имя