В понедельник, 19 декабря, в Лесном прошли публичные слушания по проекту бюджета городского округа на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Несмотря на значимость момента – бюджет не зря именуют главным финансовым документом года, назвать нынешние слушания многолюдными не повернётся язык. В отличие от депутатов городской Думы и специалистов администрации, поломавших немало копий в ходе согласительных мероприятий по бюджету, горожане, видимо, предпочли провести вечер дома, полностью доверив расчёты на будущий год экономистам-профессионалам.
Тем не менее на страницах «Вестника» мы считаем весьма важным познакомить лесничан с основными положениями бюджета города на ближайшие годы. За ровными рядами строк и колонок с цифрами стоит огромная работа, проделанная местной Думой и городскими властями. Работа, позволившая найти баланс в условиях, значительно затруднённых существующей экономической ситуацией.
С докладом о проекте бюджета на будущий год и планируемый период до 2019 года на слушаниях выступила заместитель главы администрации Лесного по финансам и бюджетной политике Ирина ТРАПЕЗНИКОВА.
Первоначально, ещё до работы согласительной комиссии, бюджет, переданный в Думу 21 ноября, был сформирован в следующих объёмах: 2017 год – 1 миллиард 865,1 миллиона рублей, 2018 – 1 миллиард 897,1 миллиона, 2019 – 1 миллиард 887,5 миллиона рублей. В сметах каждого из трёх лет сумма расходов была сбалансирована с суммой доходов, что позволило впервые за последние три года говорить о возможности принятия бездефицитного бюджета, обеспечивающего при этом выполнение всех приоритетных расходных обязательств.
При этом общая картина с 2015 года заметно изменилась, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Судите сами: в 2015 году город имел расходные полномочия в размере 2 миллиардов 334,2 миллиона рублей, то есть в сравнении с нынешними цифрами на содержание городской инфраструктуры было потрачено почти на полмиллиарда рублей больше! Разница просто огромная! Сама же инфраструктура, как мы знаем, фактически не изменилась, а значит, всем сферам жизнедеятельности Лесного приходится туго подзатянуть пояса.
Основные параметры бюджета Лесного в период с 2015 по 2019 год
Год | Доходы | Расходы | Дефицит |
2015 | 2 058 235,0 | 2 334 228,8 | -275 993,8 |
2016 | 1 863 414,1 | 2 025 878,7 | -162 464,6 |
2017 | 1 865 109,8 | 1 865 109,8 | 0 |
2018 | 1 897 150,7 | 1 897 150,7 | 0 |
2019 | 1 887 541,5 | 1 887 541,5 | 0 |
Откуда же берутся сегодня, когда значения и расходов, и доходов должны, казалось бы, расти – как минимум на значение уровня инфляции, столь заметные понижения в цифрах? Во-первых, в 2015 году истёк срок действия мировых соглашений, касающихся автозаправочных комплексов, приносивших ежегодно в городской бюджет порядка 400 миллионов рублей. Именно за счёт них, в том числе, и в 2015, и в 2016 году покрывался бюджетный дефицит. Во-вторых, уже в 2016 году заметно ударили по доходной части бюджета предварительное решение о смене адресата поступления НДФЛ НацГвардии (не по месту дислокации, а федеральный бюджет), а также судебное решение по размерам земельного налога комбината «Электрохимприбор», перечисляемого в местный бюджет.
Правила бюджетного прогнозирования гласят: сумма расходов городской казны должна быть стопроцентно подкреплена аналогичной суммой доходов. Не хватает средств на обеспечение деятельности каких-то из сфер? Ищи дополнительные доходы! Нет возможности обеспечить нужный уровень поступлений? Сокращай траты, оптимизируй работу учреждений. Именно в таких условиях приходится работать сегодня всей бюджетной сфере города. При этом закрытость Лесного и почти полная зависимость местной экономики от состояния, в котором находится комбинат, практически не позволяют рассчитывать на рост дополнительных налоговых поступлений от, скажем, малого и среднего бизнеса. Попытки же учреждений обеспечить неналоговые поступления в казну также, скорее всего, обречены на провал: мы с вами, согласитесь, не очень-то любим платить за ту или иную услугу больше, чем было раньше…
Что касается расходной части прогнозируемых бюджетов, «потяжелела» она, кроме прочего, и за счёт роста тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые муниципальным учреждениям. На 4,7% – с 1 июля 2017 года, на 4,5% – с 1 июля 2018 года и на 4,2% – с 1 июля 2019 года.
В целом, к общему объёму расходных обязательств Лесного, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона на среднесрочный период 2017-2019 годов, был применён коэффициент оптимизации, установленный Министерством финансов Свердловской области в размере 0,9. То есть, по сути, текущие расходы бюджета 2017-2019 годов автоматически были сокращены на 10 процентов к уровню бюджета 2016 года.
Однако даже в таких обстоятельствах разработчикам бюджета Лесного на 2017 год и плановый период до 2019 года удалось сохранить условия для реализации всех 13 муниципальных программ и 37 их подпрограмм. Эти существующие уже несколько лет документы остаются одним из наиболее эффективных механизмов привлечения средств бюджетов вышестоящих уровней к решению задач социально-экономического развития города. Реализуются они на условиях софинансирования, уменьшая тем самым объём затрат собственных средств местного бюджета. На долю муниципальных программ Лесного приходится в настоящее время 94,5% всех расходов бюджета.
Муниципальные программы | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Развитие системы образования | 984 957,4 | 941 443,4 95,6% |
955 565,0 101,5% |
950 787,2 95,5% |
Развитие и сохранение культуры | 225 865,3 | 227 456,1 100,7% |
234 794,6 103,2% |
233 605,3 99,5% |
Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики | 127 570,2 | 113 711,4 89,1% |
115 280,0 101,4% |
114 703,6 99,5% |
Обеспечение общественной безопасности | 22 037,3 | 21 611,1 98,1% |
21 935,2 101,5% |
21 824,1 99,5% |
Управление финансами | 10 558,3 | 9 858,9 93,4% |
10 006,8 104,4% |
9 956,8 99,5% |
Управление муниципальным имуществом | 41 888,6 | 30 909,8 73,8% |
31 373,4 101,5% |
31 214,5 99,5% |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства | 117 083,0 | 72 298,5 61,7% |
78 550,6 108,6% |
78 157,8 99,5% |
Развитие транспорта и дорожного хозяйства | 102 408,1 | 85 199,7 83,2% |
88 865,7 104,3% |
88 415,6 99,5% |
Реализация основных направлений развития в строительном комплексе | 72 008,8 | 32 206,0 44,7% |
32 689,0 101,5% |
32 525,6 99,5% |
Развитие малого и среднего предпринимательства | 1 356,4 | 1 356,0 100,0% |
1 376,3 101,5% |
1 369,3 99,5% |
Социальная поддержка населения | 202 981,2 | 214 567,0 105,7% |
217 785,5 101,5% |
216 696,6 99,5% |
Комплексные меры по ограничению распространения ВИЧ-инфекции | 59,0 | 50,2 85,1% |
50,9 101,4% |
50,6 99,4% |
Информационное общество | 6 015,7 | 4 007,9 66,6% |
4 068,0 101,5% |
4 047,7 99,5% |
Итого по муниципальным программам | 1 914 789,3 | 1 754 541,0 91,6% |
1 792 341,0 102,2% |
1 783 354,7 99,8% |
Внепрограммные мероприятия | 111 089,4 | 110 568,8 | 104 809,7 | 104 186,8 |
Итого расходов | 2 025 878,7 | 1 865 109,8 | 1 897 150,7 | 1 8875 41,5 |
Как видим, наименьшему сокращению по отношению к 2016-му на ближайшие годы подверглись программы социальной направленности. Несмотря на трудности формирования доходной и расходной частей бюджета, на долю образования, культуры, спорта и социальной политики в сметах 2017-2019 годов будет направлено около 81,2% всех расходов. Для сравнения – в 2016 году их удельный вес составлял 76,9%. Удалось сохранить все учреждения, традиционное число их ежегодных мероприятий. Зарплаты сотрудников, оплата труда которых оговаривается в Указах Президента РФ, запланированы с соответствующим «дорожным картам» увеличением. Фонд оплаты труда других работников организаций образования, культуры и спорта, а также службы ЕДДС, не попадающих в рамки Указов, также предполагает рост.
Согласительная комиссия, состоящая из специалистов администрации и депутатов городской Думы, обозначила при подготовке проекта бюджета к публичным слушаниям ряд направлений, не получивших пока финансирования. К ним относятся, например, некоторые мероприятия к 70-летнему юбилею, который город и комбинат отметят в наступающем году. Несмотря на отсутствие обеспечения, направления эти определены в числе приоритетных, и именно на них будут в первую очередь направлены сэкономленные уже в ходе финансового года средства.
Кроме этого, в ходе работы согласительной комиссии изменения были внесены в доходную и расходную части бюджета 2017 года. За счёт собственных доходов и безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации планируемые доходы на предстоящий год были увеличены на 14 миллионов 859,2 тысячи рублей. На ту же сумму вырос и показатель расходной части: дополнительные денежные средства в рамках протокола согласительной комиссии были направлены на подпрограммы обеспечения жильём молодых семей, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, программы развития системы образования города, отдых и оздоровление детей. Таким образом, уточнённый в ходе работы согласительной комиссии прогноз бюджета на 2017 год по расходам и доходам составил 1 миллиард 879 миллионов 969 тысяч рублей. Цифры 2018 и 2019 годов оставлены без изменений.
По окончании публичных слушаний в минувший понедельник проект бюджета Лесного для читателей газеты «Вестник» прокомментировал глава города Виктор ГРИШИН:
– Формирование бюджета в этом году было очень непростым. Средств городского бюджета на полноценное функционирование нашей развитой инфраструктуры уже попросту не хватает. Экономисты, депутаты, руководители сфер тщательно пересмотрели буквально каждую строку бюджетных расчётов. В расходной части – проанализировано содержание муниципального имущества и целесообразность реализации ряда направлений деятельности. В плане доходов – изучены возможности привлечения внебюджетных источников, запланированы меры по повышению собираемости налогов и штрафов, идущих в местный бюджет. Администрацией города уже проделана и продолжает вестись масштабная работа по осмысленной оптимизации деятельности бюджетных структур.
Нам удалось сохранить социальную направленность бюджета, но время требует и от самих учреждений культуры, образования, спорта активнее включаться в процесс поиска и получения грантов, участия в проектах на условиях софинансирования с бюджетами более высоких уровней. Понимая, что в 2017 году нас, с большой долей вероятности, ждут новые сложности, впервые мы готовы работать над возможностью получения бюджетного кредита. Делается всё это далеко не от хорошей жизни, но и опускать руки причин пока нет: наступает очередной год, мы готовы встретить его, готовы работать и будем делать это!
Возвращаясь в конце материала к его началу, уже от своего имени хотелось бы остановиться на теме интереса к бюджету со стороны горожан. Публичные слушания в этот раз прошли без споров и пламенных речей неравнодушных, без критики и предложений из зала. Между тем все необходимые процедуры были выдержаны: проект бюджета вовремя опубликован, информация о проведении слушаний заблаговременно размещена в СМИ… Ведь, собственно, ради обмена мнениями с горожанами, учёта разных точек зрения слушания и проводятся. Интересно, что же всё-таки перевесило: доверие к опыту депутатов и специалистов Думы или нежелание вникнуть в суть, разобраться? Ни в коем случае не обвиняю лесничан, полагающихся на компетентность разработчиков бюджета, – каждый из нас действительно должен на своём месте выполнять работу так, чтобы никому больше не приходилось поправлять её результаты. Однако что-то подсказывает, что спустя какое-то время со страниц некоторых газет и от анонимов в интернет-пространстве снова раздастся: «То надо было сделать не так, это – по-другому…» А вот этого очень не хотелось бы. Сейчас, когда многие решения даются весьма непросто, Лесному для достойного существования и развития нужна сплочённая, конструктивная позиция всего населения. Пользуясь случаем, хочу призвать читателей к ней. Давайте будем мудрее и честнее друг с другом. Тем более что грядущий юбилей Лесного – прекрасный для этого повод!