Тема буллинга (гонений) в школах, к сожалению, не перестаёт быть актуальной. В литературе события травли описывали многие авторы. Так, например, в 1980-х годах Владимир Железников написал повесть «Чучело», а Людмила Разумовская – пьесу «Дорогая Елена Сергеевна». В 2017 году в свет вышла подростковая драма о школьной травле «13 причин, почему». Сегодня последствия мы читаем и видим совсем не в художественном формате – в новостных сводках.

Тёмная сторона души проявляется у всех по-разному. «Неугодным» для социума может стать каждый. Что же есть буллинг на самом деле? Как не стать жертвой травли? Как осознать, что именно я являюсь агрессивным преследователем или наоборот – объектом насмешек? Как нужно реагировать невольным или вольным свидетелям детской травли в школах? Кто должен вмешиваться или следить за моральным состоянием всех участников печальных событий? И какими могут быть последствия буллинга для всех его участников? На эти вопросы ответила Ольга Попкова, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Лесного.

– Травля – это ненормальное, но естественное явление. Этот процесс возникает вне зависимости от того, являются ли школы «элитными» или «обычными», – говорит Ольга Попкова. – Буллинг представляет собой неоднократные повторяющиеся агрессивные действия в отношении жертвы. Причём, не один раз в месяц, а несколько раз в неделю.

Психолог отметила, что школьная травля может состоять как из физического и психологического насилия, так и из их совокупности. Агрессор может быть один, а может поддерживаться последователями. Жертва, как правило, одна. Но пострадавшими от буллинга могут быть и несколько человек, которые, по мнению агрессора, не соответствуют его ожиданиям и стандартам или как-то «неправильно» выделяются.

Буллинг – это явление, при котором физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, завладевая имуществом более слабого. Жертвы чаще всего при этом испытывают стыд и неуверенность в себе, боятся сообщать об издевательствах.

Школьная травля – нередкое явление, проявляется оно в разной степени, и не всегда действия агрессора доходят до физического насилия.

Я – абьюзер?

Распознать в себе агрессора и инициатора школьной травли может далеко не каждый.

– В самом начале буллинга это можно понять по реакции других учеников в классе, – говорит педагог-психолог. – Если на ваши действия, например, шутки в сторону другого ученика, никто не смеётся, а объект насмешки просит вас прекратить эти шутки, обижается, кричит, плачет или убегает – скорей всего вы – агрессор. Если остальные ученики спрашивают: «Зачем ты так делаешь?», странно смотрят на вас, то хорошо задаться вопросом, а всё ли правильно я делаю?

К сожалению, практически любой ребёнок может стать агрессором.

– Буллинг – это власть, не месть, – уточняет Ольга Попкова. – Некоторые подростки стараются укрепить таким образом свой авторитет.

Я – жертва?

Очень сложно не понять, что именно вы являетесь жертвой буллинга.

Если на регулярной основе объектом травли являетесь только вы или в том числе ваши близкие друзья – вы точно жертва.

Вследствие абьюзивного отношения у жертв появляется плохой сон, нежелание идти в учебное заведение. Дело может дойти и до панических атак.

Наблюдатели

Даже если ребёнок не стал жертвой школьной травли, но оказался невольным наблюдателем агрессивного поведения в отношении одноклассника, они не должны игнорировать проблему.

О буллинге необходимо сообщить педагогу или классному руководителю, родителям. В этом случае жалоба – это помощь.

Наблюдатели могут помочь жертве, осудив действие агрессора. И если травля только зарождается, то есть большая вероятность, что она прекратится.

Родители

Иногда жертвам школьного буллинга сложно обратиться за помощью, поскольку часто они испытывают чувство стыда и вины за происходящие с ними события, снижается чувство собственной ценности.

По мнению психолога, родители должны рассказывать детям, что ребёнок будет под защитой, что они (взрослые) на стороне ребёнка и ему нечего бояться. Родители должны постараться донести до своих детей, что о травле необходимо говорить.

– При наличии доверия к взрослым появится больше шансов, что жертва травли обратится за помощью, а буллинг будет своевременно остановлен, – поясняет Ольга Попкова.

Нередко взрослые игнорируют школьный буллинг, не считая это серьёзным явлением, или не знают о нём. Родителям стоит обращать внимание на поведение своих детей.

– Если ребёнок приходит из школы с испорченным настроением, расстроенным, подавленным. С синяками или в порванной одежде. У него часто «пропадают» вещи. Он молчит, не отвечает на вопрос, как дела в школе, или постоянно прикрывается ответом «Всё нормально», возможно, ваш ребёнок стал жертвой буллинга, – говорит педагог-психолог. – Ребёнок может стать более агрессивным к другим членам семьи – к младшим братьям или сёстрам, часто жаловаться на головные боли, плохой сон, стараться пропускать школу.

Взрослые могут обратиться за помощью к психологам, которые обязательно помогут.

Что точно не нужно делать

Наблюдателям, родителям, педагогам и самим жертвам ни в коем случае не нужно ждать, что травля сама закончится. Нельзя мириться и терпеть.

Ни в коем случае нельзя считать травлю проблемой только жертвы.

Не существует причин, которые делают травлю допустимой.

Последствия буллинга

Последствия травли скажутся на всех её участниках: и на агрессоре, и на наблюдателях, и, разумеется, на самой жертве.

Если буллинг начался с младшего возраста, то у агрессора активно снижается эмпатия, закрепляется понятие безнаказанности. Впоследствии агрессор может стать ещё более жёстким, в том числе и дома, ещё менее эмпатичным, подавлять своей «властью» домашнее окружение. Постоянная раздражительность, перепады настроения выливаются в конфликты. Становясь взрослыми, дети-буллеры часто испытывают проблемы в построении полноценных эмоциональных отношений: они будут плохими партнёрами, плохими родителями, ненадёжными работниками. Агрессивный стиль поведения может проявляться во взаимодействии с малознакомыми людьми.

ВИДЫ БУЛЛИНГА:

  • словесная травля – насмешки, присвоение кличек, высмеивание, унижение в присутствии других;
  • социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция (с ребёнком отказываются играть, не хотят сидеть за одной партой);
  • физическое насилие – избиение, шлепки, подзатыльники, порча вещей, преследование;
  • кибербуллинг – травля в интернете, намеренные оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующих данных.

Для наблюдателей – это постоянный стресс. Страх, что они тоже смогут стать жертвой буллинга. По мнению психолога, у многих наблюдателей развиваются неврозы и появляются проявления тревожности.

Для жертвы последствия буллинга самые серьёзные – и психологические, и физиологические. У ребёнка может развиться социофобия. В некоторых случаях возникают физические проявления – энурез, бессонница. Если в процессе травли дело доходит до рукоприкладства, то у жертвы в будущем могут возникнуть проблемы с социальными контактами. Возникает большой риск повторного буллинга – пострадавшие от травли приобретают «жертвенное» поведение, они чаще проявляют свою беспомощность.

– И самое страшное, у многих жертв буллинга могут возникнуть суицидальные наклонности, – добавляет Ольга Попкова.

Кибербуллинг

Отдельно стоит выделить травлю в интернете – кибербуллинг. Жертвой этой разновидности гонений может стать даже самый сильный человек, ведь в соцсетях присутствует ещё большая безнаказанность.

– Когда травля в сети уже началась – её нужно игнорировать, – советует педагог-психолог Ольга Попкова. – Чем ярче жертва реагирует на сообщения или посты, тем больше шанс, что буллинг продолжится. Нужно на время закрыть все свои страницы в социальных сетях, оставив только для близких друзей. Ни в коем случае не читать такие сообщения. И обязательно, стоит предупредить друзей и близких о травле, ведь если у агрессоров нет возможности «достучаться» до жертвы, то они могут переключиться на друзей.

К сожалению, другие механизмы борьбы с кибербуллингом пока не разработаны.

Ответственность

В России пока нет статей ни в Уголовном, ни в Административном кодексах, связанных со школьной травлей.

Действующее законодательство позволяет привлечь абьюзера к ответственности за буллинг, но по другим статьям: ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») и ст. 7.17 КоАП РФ («Уничтожение или повреждение чужого имущества»), а в отдельных случаях работает ст. 213 УК РФ («Хулиганство»).

Но не все статьи применимы, например, к детям, не достигшим 14-летнего возраста. В этом случае реально применить только ст. 5.35. КоАП РФ («Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»).

22 ноября 2021 года было объявлено, что Госдума разработает закон против буллинга. В законодательстве предлагается закрепить понятие буллинг и квалифицировать действия, связанные с психическим и физическим давлением не только на школьников, но и педагогов.

Но пока ясных законодательных решений нет. В Госдуме надеются на помощь экспертного сообщества – криминологов, суицидологов, представителей СПЧ, Общественной палаты, профильных НКО, уполномоченного по правам ребёнка, сенаторов и других, которые войдут в рабочую группу.

9 декабря 2021 года на встрече с Советом по правам человека Президент России Владимир Путин заявил о необходимости комплексных мер по борьбе с буллингом в школах.

«Это очень чувствительная сфера, которая беспокоит всё общество, – согласился Владимир Путин. – Буллинг, продвижение в наш социум западной культуры… Хотя к культуре это не имеет никакого отношения».

По его оценке, буллинг – это манера поведения, навязанная соцсетями. К этой теме, уверен президент, надо внимательно присмотреться. «Это вопрос комплексного подхода», – сказал Путин.

Тем временем во Франции одобрен законопроект о борьбе с издевательствами в школе. И буллинг включён в список уголовных преступлений. Максимальное наказание – пять лет тюремного заключения и штраф в 75 тысяч евро. Если «травля доводит жертву до самоубийства или попытки сделать это», отмечается в документе, наказание составит до десяти лет лишения свободы и штраф в размере 150 тысяч евро.

«Ящик доверия»

В конце января первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила создать в школах «ящики доверия», с помощью которых дети смогут анонимно получать психологическую помощь у профессионалов.

Такой проект, по словам депутата, предложили школьники из Челябинской области. В «ящик доверия» дети будут класть записки на тему своих переживаний, а школьный психолог – ежедневно проверять содержимое ящика и отвечать на записки.

По мнению Лантратовой, такой формат взаимодействия школьников с психологами поможет защитить их от буллинга.

Фотоавтора
Предыдущая статьяПервый блин не комом
Следующая статьяДень науки: о достижениях российских учёных

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя