Как сказал академик Лихачёв, «без возрождения народной культуры, её обычаев и традиций невозможно нравственное оздоровление общества».

Неслучайно поэтому по решению Президента РФ Владимира Путина 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Это предпринято для популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, самобытности.

В Свердловской области мно-го делается для того, чтобы традиционная народная культура глубже проникала в сознание масс, особенно молодых людей. Расширен перечень территорий, где поддерживаются и развиваются различные художественные промыслы. На поддержку городов из областного бюджета направлено около 5 миллионов рублей.

Весь мир признал, что многие уникальные уральские промыслы за прошедшие три века стали настоящими брендами русской культуры. И подтверждением тому служит не только сама их история, но и необычайная популярность в обществе. Высокохудожественные изделия уральцев украшают лучшие музеи и частные собрания, радуют людей высоким вкусом, удивляют отточенным мастерством исполнения.

«Малахитовая эпоха»

Меднорудянский малахит стал той базой, благодаря которой получило расцвет камнерезное искусство Урала, да и всей России. И этот период называют «малахитовой эпохой» камнерезного дела нашей страны.

Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. Основой для изделий служили местные камни: яшма, малахит, чароит, селенит, змеевик, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, причём не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

Мастер создаёт запоминающиеся образы, раскрывая все возможности камня, чувствуя его природу и красоту. А камень раскрывается навстречу, как цветок от луча солнца.

Но поделочные камни, особенно такие популярные, как малахит и яшма, ну и, конечно же, камни более высокого класса, драгоценные – аметист, гранат, рубин, изумруд, сапфир, алмаз – издавна использовались и в ювелирном деле. Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зародилось оно с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века и быстро превратилось в один из самых доходных уральских промыслов. Современные ювелирные фабрики Урала известны во всём мире.

Самобытное явление

Настоящим самобытным явлением русской культуры считается Тагильская роспись – уральский промысел художественной лаковой росписи металлических подносов. Зародился он в Нижнем Тагиле. Доказано: эта роспись – предшественник Жостовской росписи.

Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад. Владелец тагильских заводов Н.Демидов учредил школу живописи, где обучались художники-лакировщики. Ими рисовались целые картины. И хоть исконная подносная роспись была двухцветной, она стала со временем многоцветной, сюжетной, орнаментальной. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды. Уголки формы чётко фиксировали вазоны с пышными букетами. Формы подносов были самыми разными. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Использовался также метод «выколотки».

С середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой. Её даже называют теперь «цветочной». В это время всё большее распространение получает «маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья.

И запоют они «малиновым» звоном

Колокололитейное дело на Урале возникло в начале XVIII века на Невьянском заводе, где в 1702 году по распоряжению Н.Антуфьева (Демидова) был отлит первый колокол. Затем колокололитейное дело было налажено на Екатеринбургском металлургическом заводе, Каменск-Уральском, Выйском, Суксунском заводах.

В советское время выпуск колоколов был повсеместно прекращён. Возрождение промысла началось в 1990 году. И вот уже более 30 лет в России идёт активное восстановление и строительство православных храмов, уральские колокола по-прежнему востребованы. Сбылась мечта православных прихожан: «Водрузят на храмах колокола, и запоют они «малиновым» звоном».

Теперь о колоколах самой популярной в России фирмы «Пятков и К» иногда говорят, что они выше, чем остальные. Доказательством безупречного качества выпускаемых колоколов являются многочисленные дипломы всевозможных выставок и ярмарок и заказы: сегодня все европейские фирмы льют от 10 до 20 тонн в год, но одна только эта уральская мастерская льёт 200 тонн.

А в храмовое пространство вернулось также и возрождение производства церковного шиться, литургических тканей богослужебного употребления и изделий из них. Припомнилось художественное творчество женских монастырей, и актуализировалась тема церковного искусства в российской культуре.

«И золотом, и платиной украшены клинки»

Художественная ковка и гнутьё металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот).

История русской ковки богата и интересна. Изделия отличались особой самобытной изысканностью и высоким качеством. Древнерусские кузнецы владели тайными секретами, в совершенстве знали приёмы горячей и холодной обработки. Из податливых металлов изготавливали изумительные украшения и серебряные чаши. Из железа и стали мастера ковали надёжные, долговечные предметы обихода, доспехи, оружие. Десятками и даже сотнями лет украшают парки городов узнаваемые литые, кованые изделия уральских мастеров. В Лесном такие изделия производит ООО «Олтос».

Самовар – исконно уральский бытовой предмет

Почти 200 лет назад зародилась Златоустовская гравюра на стали – украшение стали гравировкой из драгоценных металлов. По приказу Александра I в 1815 году на Урал были приглашены немецкие мастера-оружейники для обучения уральских мастеров, которые впоследствии существенно дополнили иностранную технологию. Так появилась оригинальная школа златоустовского искусства гравировки.

Холодное оружие, зеркала, шкатулки, подсвечники, подносы, письменные приборы, портсигары, украшенные гравировкой, поражали изяществом и высочайшим качеством. Предметы полировались до зеркального блеска, и наносился орнамент, красивейшие уральские пейзажи. С 1930-х годов широко распространяться стало настенное панно в гравюре – на стальных пластинах изображали пейзажи, лирические сюжеты.

Иные промыслы

Деревообрабатывающие промыслы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением мебели, богато украшенной резьбой, плетёной мебели и других изделий из лозы и ивы, мелкой декоративной пластики. В настоящее время различные предметы бытового назначения (корзины, короба, абажуры) выпускают многие частные предприятия области, в том числе и ООО «Артель» в Лесном, специализирующаяся на берёсте.

Известен на Урале с начала 18 века и художественный керамический промысел. Глиняную посуду, керамику выпускают в Невьянске, а в Сысерти украшают её кистевой росписью.

В демидовские времена появилась на Урале и роспись фарфора. Освоили её художники, посвятившие много лет лаковой живописи, финифти, росписи по эмали. Все предметы мастера расписывают вручную, разрабатывают композиции, декорируют изделия самостоятельно.

Популяризацией народной культуры и особенно – уральской библиотека имени П.Бажова занимается всегда. Пришедший в «Бажовку» читатель знает, что всегда может увидеть здесь великолепные выставки и экспозиции (литературные и художественные) о знаменитых уральских и российских промыслах, сравнить мезенскую с хохломской росписью, отличить тагильскую лаковую (по металлу) от жостовской росписи, изучить историю народного костюма, попробовать передать орнаменты национальных вышивок в проекте «Рисуем вместе» в читальном зале, поучаствовать в захватывающем этноквесте.

Включившись в областную акцию «Культура – Среднему Уралу», библиотекари «Бажовки» отправились с лекциями, презентациями, видеофильмами, викторинами и квестами в школы города, чтобы предложить учащимся интересный рассказ о многообразном творчестве жителей Урала. И это был День культурных промыслов Урала.

Фотоавтора
Предыдущая статьяДружба в каждом слове
Следующая статья«РИР-Лесной»: вести с полей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя