Огромные букеты цветов, не смолкающие аплодисменты и признание зрителей — именно это заслуженно получили ребята из театра-студии «Арлекин» на премьере спектакля «Жить надо» по мотивам рассказов Андрея Платонова. Премьера состоялась 24 февраля в Центре детского творчества.
Подготовка к спектаклю началась в сентябре 2012 года. Руководитель студии Ирина Власова написала сценарий, в основе которого — три рассказа Андрея Платонова: «Возвращение», «Железная старуха» и «Юшка». Антон Хохлов, Алёна Белова, Сергей Саднов, Арина Орлова, Всеволод Чариков, Таисия Федоркова, Вадим Ямщиков, Александра Постовалова, Дмитрий Хребтов и Кирилл Новиков блестяще справились с ролями, искренне и ярко передали чувства и эмоции героев. Благодаря им, а также точному музыкально-звуковому сопровождению, создающему особую атмосферу (звукорежиссёр Евгений Лыткин), у зрителей возникает ощущение попадания именно в ту среду, где разворачиваются главные действия. Отчётливо представляется послевоенное время, а декорации и костюмы ребят только способствуют этому.
— Это, пожалуй, самая сложная наша работа, — рассказывает Ирина Альбертовна, — и дело тут не просто в желании попробовать что-то новое, но главное — в готовности старших «арлекинцев» к такой серьёзной теме. Многие классики считают Андрея Платонова выдающимся писателем, наиболее точно и глубоко отразившим время. Его герои всё время в пути, в поиске (думаю, зрители уловили главный образ — идущего поезда, дороги; не случайна и главная музыкальная тема — «Сурок» Гёте на музыку Бетховена, со словами «По разным странам я бродил…»). Это поиск истины, ценностных смыслов. Не случайно даже маленький Егор, герой рассказа «Железная старуха», разговаривая с ветром, деревом, жуками и червяками, постоянно спрашивает: «Кто ты? Кто я? Кто-нибудь я тоже есть…». Другой персонаж, Алексей Иванов, возвращаясь с войны, должен пройти сложный путь к обретению своей семьи, любви. Платонов, сам воевавший, хорошо знал, что война разрушает человека не только физически, что путь от огрубевшего сердца к «обнажившемуся» лежит сквозь «преграду самолюбия и собственного интереса» — и только тогда происходит подлинное возвращение к жене, детям. Антону Хохлову и Алёне Беловой удаётся проживать роль так подлинно, с такими тончайшими психологическими нюансами, что мне остаётся только сожалеть, что они в этом году заканчивают школу. Но для меня очень важно, и я бесконечно рада, что их «выпускной» спектакль — «Жить надо». Доброго Юшку — за его непохожесть, неумение отвечать на зло злом — люди «забраковали». Но именно без него, говоря словами из другого рассказа Платонова, «народ неполный». И это понимание, хоть и поздно, приходит к жителям деревни. Хочется, чтобы у нас со зрителями состоялся тот самый «сокровенный» (одно из любимых слов Андрея Платонова) разговор, который бы стал «сильным упражнением для души», цитируя Андрея Битова. И здесь очень важно создать подлинную атмосферу, именно в минуты безмолвия и пауз происходит то самое единение актёров и зрителей, которое дорогого стоит. Как мне показалось, на премьере это произошло.
Спектакль необычен тем, что истории литературных героев переплетаются с судьбой самого писателя.
Мы впервые попробовали ввести в сценарий подлинные документы, — продолжает рассказ Ирина Альбертовна, — донесения агентов НКВД, разгромные критические статьи, а также отрывки из писем Платонова жене. Потому что невозможно постигать мир платоновских героев вне контекста эпохи. Погружаясь в то время, мы с ребятами читали рассказы Варлама Шаламова, стихи Осипа Мандельштама и дневник его жены, публикации исторических документов. Очень важно, что Кирилл Новиков и Дмитрий Хребтов, создавшие яркие образы «врагов» писателя, финальные фразы произносят уже от собственного имени — от лица молодого поколения XXI века. И, конечно, не случайно в финале появляется портрет Андрея Платонова — глаза в глаза со зрителями.
На премьеру в Центр детского творчества пришли родители, учителя и друзья юных актёров, которые также остались под большим впечатлением от спектакля и совсем по-другому взглянули на ребят. Начальник Управления образования Ольга Пищаева поздравила молодые таланты с премьерой, отметила серьёзность выбора пьесы и талантливую передачу замысла, вручила юным актёрам цветы и сладкие подарки.
Ольга Николаевна Шабалина, бабушка Антона Хохлова, настолько прониклась игрой внука, что не скрывала выступивших слёз, а папа другого юного актёра, генеральный директор ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» Андрей Новиков, отметил:
— Для детского восприятия и уж тем более для детского спектакля творчество Андрея Платонова, конечно, является очень сложным. И, наверное, благодаря вот таким неоднозначным произведениям у ребят как раз и происходит установка нравственных, моральных ценностей.
Игра ребят действительно поражает. И в этом большая заслуга Ирины Власовой. Хотелось бы, чтобы как можно больше молодых людей посмотрели этот спектакль и прочувствовали эпоху жизни и творчества Андрея Платонова. А молодым актёрам хочется пожелать дальнейших творческих успехов и самореализации — как на сцене, так и в жизни!