Комбинатом «Электрохимприбор» и Технологическим институтом МИФИ выстроена гибкая система профориентации, в которую постепенно входят не только школы города, но и области.
Яркое подтверждение тому — региональный фестиваль технического творчества «STARTech» — «Старт в технологию», прошедший на площадке нижнетуринской школы №2в рамках межмуниципального сотрудничества. Он и стал поводом для нашей встречи с директором ТИ НИЯУ МИФИ Владимиром РЯБЦУНОМ.
— Владимир Васильевич, почему в качестве профориентационной работы со школьниками Вы выбрали такую форму подачи материала, как фестиваль?
— Мы решили изменить форму взаимодействия с детьми. Лекции, буклеты… — всё это хорошо, но скучно и уже не вызывает интереса у школьников. Мы решили уйти от классической подачи материала в интерактивный формат. Необходимы непосредственная вовлечённость детей в процесс обучения, использование самого современного оборудования и компьютерных программ, привлечение кафедр института для разработки интерактивных заданий и демонстраций. Также мы консультировались с заместителем генерального директора комбината по управлению персоналом Сергеем ЧЕПЕЛЕВЫМ, который обозначил вектор формирования нашей целевой аудитории. Начальник управления по внешним коммуникациям Лариса ЗАЛЯЖНЫХ уделила много внимания психологическим особенностям детей и подростков, которых предстояло обучать и оценивать. Екатерина КОМАРОВА, которая возглавляет внеучебный отдел вуза, предложила привлечь к участию в фестивале в качестве тьюторов (наставников юных инженеров) наших студентов, что оказалось весьма удачным. Так и родился наш первый фестиваль для юных инженеров.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, кто участвовал в фестивале, как он проходил.
— На фестиваль съехались школьники 5-10 классов из Кушвы, Качканара, Нижней Туры и Лесного. Более 100 девчонок и мальчишек, увлекающихся техническим творчеством. Формат нашего фестиваля технического творчества «STARTech» мы проводили по методике движения «Союза Молодые профессионалы — WorldSkills», а все задания, разработанные на кафедрах института, соответствовали его стандартам.
— Почему методика WorldSkills?
— Потому что это — формат и стандарт, который сегодня фактически поддерживает и мотивирует людей рабочих профессий на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации. Наш вуз может влиять на рост профессионального образования. Как? Приходя в школы, организуя фестивали, где участники демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Результаты выступлений лабораторий (а их было 21!) говорят об уровне профессиональной подготовки учеников — потенциальных студентов нашего института — будущих работников комбината. Именно такую цепочку мы стремимся построить сегодня. Нам нужны мотивированные студенты, и мы их видим на таких мероприятиях, приглашаем к себе и впоследствии уже высококвалифицированные кадры предлагаем предприятию.
— На фестивале была и конкурсная составляющая. Именно конкуренция привела к таким высоким результатам, которые показали школьники?
— Безусловно, если бы фестиваль был без соревновательной составляющей, он бы потерял часть своей привлекательности и мотивации ребят. Мы постарались сделать так, чтобы дети определились, к чему они больше тяготеют — робототехнике, конструированию или программированию. Маленькие инженеры с азартом занимались проектом, делали робота или конструировали. Комбинат «ЭХП» является партнёром всех наших мероприятий. Мы работаем в тесной связке, поэтому наши лаборатории — это именно те направления подготовки, которые присутствуют и развиты в нашем учебном заведении. Кафедра «Технология машиностроения» — это как раз «Инженерный дизайн САЭ». Кафедра ТСКУ — «Электроника и робототехника». Кафедра ИТПМ — «Информатика и программирование». Все три направления востребованы нашим основным работодателем — ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор».
— Насколько Технологический институт МИФИ ориентирован на кадровые потребности комбината?
— Приведу лишь несколько примеров нашего взаимодействия. С 2012 года Учёный совет института возглавляет генеральный директор предприятия, в настоящий момент — Сергей ЖАМИЛОВ. Все выпускные квалификационные работы (дипломы) наших студентов оценивают исключительно специалисты и руководители предприятия. Плюс у нас появилась закрытая тематика дипломного проектирования, по которой государственную аттестационную комиссию возглавляет главный инженер комбината Андрей ДЖЕНЖЕРУХА. В этом году по инициативе гендиректора одна из студенток-экономистов разрабатывает бизнес-план по радиомедицине — тематике изотопного производства «ЭХП». А ведь начинается всё в школе: вскоре мы придём и в детский сад!
— Что касается цели фестиваля, — выявление учащихся, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению, — она была достигнута?
— Без сомнения. Мы не только увидели школьников, обладающих определёнными инженерными способностями, мы будем их курировать, поддерживать и обязательно ждём в нашем вузе. Ведь инженерно-технический персонал целесообразно готовить в нашем институте, поскольку такой подход позволяет не только эффективно учитывать потребности комбината в кадрах, но и положительно влияет на решение выпускников остаться жить и работать в Лесном.
Своими впечатлениями от фестиваля делятся его непосредственные участники: школьники, тьюторы, организаторы.
Лариса ЗАЛЯЖНЫХ, начальник управления внешних коммуникаций и регионального развития ТИ НИЯУ МИФИ:
— В первые дни ребята постигали азы инженерных профессий. Преподаватели нашего института А.Кревский, С.Сивков, А.Романова, Д.Ваганов, С.Артамкин, ОАлексеева, И.Сажина и многие другие вместе со студентами проводили обучение. Были представители и от многих промышленных предприятий, в частности ОАО «Тизол», ОАО НТМЗ «Вента», которые выступили экспертами в соответствующих компетенциях: оценивали проделанную ребятами работу и участвовали в награждении и подведении итогов.
Тимофей МАРКИН, студент 2 курса ТИ МИФИ, группа «Конструкторско-технологическое обеспечение», тьютор направления «Инженерный дизайн САР»:
— Мы с детьми придумали нашей лаборатории название «СКБ 01». Я впервые преподавал, да ещё детской аудитории. Сначала я обучал детей на простых 3D моделях созданию чертежей. Затем они создавали машины. Работали в программе «Компас», я их консультировал. Было не просто, не все знали геометрию. Моим подопечным нужно было разработать детскую площадку. Ребята — молодцы! Справились, ещё и третье место заняли!
Андрей КРЕВСКИЙ, старший преподаватель ТИ МИФИ, кафедра ТСКУ, направление «Робототехника»:
— В первый день мы поставили перед ребятами задачу, объяснили, как необходимо её решать, и представили тестового автономного робота, которого им нужно будет собрать и запрограммировать. Каждый в команде пытался максимально проявить свои навыки, и конкурирующее напряжение стимулировало их, способствуя быстрому решению задачи.
Считаю, что если прививать любовь к инженерным специальностям с детства, показывать, что это не какие-то сложные, а повседневные задачи, и их можно решать быстро, интересно и правильно, то в будущем на предприятие будут поступать мотивированные квалифицированные кадры.
Ирина САЖИНА, преподаватель ТИ МИФИ, кафедра «Технология машиностроения»:
— Мы подготовили детей, которые могут выступать на чемпионатах WorldSkills Junior в соответствии с их возрастом. Для нас было важно, чтобы ребята понимали, чем мы занимаемся, кто такой инженер-конструктор. Отмечу, что в личных компетенциях побеждали даже шестиклассники. Это наш потенциал для вуза и для предприятия. Мы переживали: не слишком ли завышаем планку заданий для детей, которые не знакомы с программой «Компас 3D». Но дети справились. На следующий год, скорее всего, усложним задания.