юные инженеры

Комбинатом «Электрохимприбор» и Технологическим институтом МИФИ выстроена гибкая система профориентации, в которую постепенно входят не только школы города, но и области.

Яркое подтверждение тому — региональный фестиваль технического творчества «STARTech» — «Старт в технологию», прошедший на площадке нижнетуринской школы №2в рамках межмуниципального сотрудничества. Он и стал поводом для нашей встречи с директором ТИ НИЯУ МИФИ Владимиром РЯБЦУНОМ.

— Владимир Васильевич, почему в качестве профориентационной работы со школьниками Вы выбрали такую форму подачи материала, как фестиваль?

— Мы решили изменить форму взаимодействия с детьми. Лекции, буклеты… — всё это хорошо, но скучно и уже не вызывает интереса у школьников. Мы решили уйти от классической подачи материала в интерактивный формат. Необходимы непосредственная вовлечённость детей в процесс обучения, использование самого современного оборудования и компьютерных программ, привлечение кафедр института для разработки интерактивных заданий и демонстраций. Также мы консультировались с заместителем генерального директора комбината по управлению персоналом Сергеем ЧЕПЕЛЕВЫМ, который обозначил вектор формирования нашей целевой аудитории. Начальник управления по внешним коммуникациям Лариса ЗАЛЯЖНЫХ уделила много внимания психологическим особенностям детей и подростков, которых предстояло обучать и оценивать. Екатерина КОМАРОВА, которая возглавляет внеучебный отдел вуза, предложила привлечь к участию в фестивале в качестве тьюторов (наставников юных инженеров) наших студентов, что оказалось весьма удачным. Так и родился наш первый фестиваль для юных инженеров.

юные инженеры

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, кто участвовал в фестивале, как он проходил.

— На фестиваль съехались школьники 5-10 классов из Кушвы, Качканара, Нижней Туры и Лесного. Более 100 девчонок и мальчишек, увлекающихся техническим творчеством. Формат нашего фестиваля технического творчества «STARTech» мы проводили по методике движения «Союза Молодые профессионалы — WorldSkills», а все задания, разработанные на кафедрах института, соответствовали его стандартам.

Почему методика WorldSkills?

— Потому что это — формат и стандарт, который сегодня фактически поддерживает и мотивирует людей рабочих профессий на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации. Наш вуз может влиять на рост профессионального образования. Как? Приходя в школы, организуя фестивали, где участники демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Результаты выступлений лабораторий (а их было 21!) говорят об уровне профессиональной подготовки учеников — потенциальных студентов нашего института — будущих работников комбината. Именно такую цепочку мы стремимся построить сегодня. Нам нужны мотивированные студенты, и мы их видим на таких мероприятиях, приглашаем к себе и впоследствии уже высококвалифицированные кадры предлагаем предприятию.

— На фестивале была и конкурсная составляющая. Именно конкуренция привела к таким высоким результатам, которые показали школьники?

— Безусловно, если бы фестиваль был без соревновательной составляющей, он бы потерял часть своей привлекательности и мотивации ребят. Мы постарались сделать так, чтобы дети определились, к чему они больше тяготеют — робототехнике, конструированию или программированию. Маленькие инженеры с азартом занимались проектом, делали робота или конструировали. Комбинат «ЭХП» является партнёром всех наших мероприятий. Мы работаем в тесной связке, поэтому наши лаборатории — это именно те направления подготовки, которые присутствуют и развиты в нашем учебном заведении. Кафедра «Технология машиностроения» — это как раз «Инженерный дизайн САЭ». Кафедра ТСКУ — «Электроника и робототехника». Кафедра ИТПМ — «Информатика и программирование». Все три направления востребованы нашим основным работодателем — ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор».

— Насколько Технологический институт МИФИ ориентирован на кадровые потребности комбината?

— Приведу лишь несколько примеров нашего взаимодействия. С 2012 года Учёный совет института возглавляет генеральный директор предприятия, в настоящий момент — Сергей ЖАМИЛОВ. Все выпускные квалификационные работы (дипломы) наших студентов оценивают исключительно специалисты и руководители предприятия. Плюс у нас появилась закрытая тематика дипломного проектирования, по которой государственную аттестационную комиссию возглавляет главный инженер комбината Андрей ДЖЕНЖЕРУХА. В этом году по инициативе гендиректора одна из студенток-экономистов разрабатывает бизнес-план по радиомедицине — тематике изотопного производства «ЭХП». А ведь начинается всё в школе: вскоре мы придём и в детский сад!

— Что касается цели фестиваля, — выявление учащихся, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению, — она была достигнута?

— Без сомнения. Мы не только увидели школьников, обладающих определёнными инженерными способностями, мы будем их курировать, поддерживать и обязательно ждём в нашем вузе. Ведь инженерно-технический персонал целесообразно готовить в нашем институте, поскольку такой подход позволяет не только эффективно учитывать потребности комбината в кадрах, но и положительно влияет на решение выпускников остаться жить и работать в Лесном.

Своими впечатлениями от фестиваля делятся его непосредственные участники: школьники, тьюторы, организаторы.

Лариса ЗАЛЯЖНЫХ, начальник управления внешних коммуникаций и регионального развития ТИ НИЯУ МИФИ:

— В первые дни ребята постигали азы инженерных профессий. Преподаватели нашего института А.Кревский, С.Сивков, А.Романова, Д.Ваганов, С.Артамкин, ОАлексеева, И.Сажина и многие другие вместе со студентами проводили обучение. Были представители и от многих промышленных предприятий, в частности ОАО «Тизол», ОАО НТМЗ «Вента», которые выступили экспертами в соответствующих компетенциях: оценивали проделанную ребятами работу и участвовали в награждении и подведении итогов.

Тимофей МАРКИН, студент 2 курса ТИ МИФИ, группа «Конструкторско-технологическое обеспечение», тьютор направления «Инженерный дизайн САР»:

— Мы с детьми придумали нашей лаборатории название «СКБ 01». Я впервые преподавал, да ещё детской аудитории. Сначала я обучал детей на простых 3D моделях созданию чертежей. Затем они создавали машины. Работали в программе «Компас», я их консультировал. Было не просто, не все знали геометрию. Моим подопечным нужно было разработать детскую площадку. Ребята — молодцы! Справились, ещё и третье место заняли!

Андрей КРЕВСКИЙ, старший преподаватель ТИ МИФИ, кафедра ТСКУ, направление «Робототехника»:

— В первый день мы поставили перед ребятами задачу, объяснили, как необходимо её решать, и представили тестового автономного робота, которого им нужно будет собрать и запрограммировать. Каждый в команде пытался максимально проявить свои навыки, и конкурирующее напряжение стимулировало их, способствуя быстрому решению задачи.

Считаю, что если прививать любовь к инженерным специальностям с детства, показывать, что это не какие-то сложные, а повседневные задачи, и их можно решать быстро, интересно и правильно, то в будущем на предприятие будут поступать мотивированные квалифицированные кадры.

Ирина САЖИНА, преподаватель ТИ МИФИ, кафедра «Технология машиностроения»:

— Мы подготовили детей, которые могут выступать на чемпионатах WorldSkills Junior в соответствии с их возрастом. Для нас было важно, чтобы ребята понимали, чем мы занимаемся, кто такой инженер-конструктор. Отмечу, что в личных компетенциях побеждали даже шестиклассники. Это наш потенциал для вуза и для предприятия. Мы переживали: не слишком ли завышаем планку заданий для детей, которые не знакомы с программой «Компас 3D». Но дети справились. На следующий год, скорее всего, усложним задания.

Фотоиз архива ИАЦ «ЭХП»
Предыдущая статьяРасписные имбирные пряники
Следующая статьяВремя летней резины еще не пришло

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя