Пытаясь помочь ребёнку справиться с агрессией, в первую очередь требуется: искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Нужно постараться акцентировать внимание на достоинствах ребёнка и его успехах в преодолении трудностей. Словом, попытаться вернуть ему самоуважение и позитивную самооценку.
Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию малыша. Чем более уверенным в себе станет ребёнок, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма. Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок, в зависимости от настроения родителей, мог получить либо замечание, либо поощрение. Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть разумны и понятны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять, чего от него ждут.
Родители, прибегающие к физическому наказанию для усмирения детской агрессии, подают ребёнку яркий пример эффективности агрессивного поведения.
Обычно, если ребёнок реагирует вызывающе на родительское замечание, то взрослый усиливает угрозы и наказания. Это приводит к тому, что детская агрессия нарастает, а не сходит на «нет», она может быть подавлена в конкретном случае, но проявится в другой раз. Однако совсем отказываться от наказаний не стоит. Нельзя бить ребёнка, кричать, обзывать его обидными словами, но можно использовать приёмы так называемой поведенческой терапии. Справедливое и уместное применение системы поощрений и наказаний помогает добиться в воспитании неплохих результатов. Например, можно, запретить ребёнку играть на компьютере, отменить посещение аттракционов или покупку новой игрушки. Однако если ребёнку удалось успешно справиться с каким-то трудным для него делом, нужно обязательно похвалить его и поощрить.
Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении. Это может быть занятие в спортивных секциях, участие в соревнованиях, длительные прогулки или походы.
Любой ребёнок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребёнку, что агрессивное поведение никогда не принесёт выгоды. Нужно учить ребёнка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами, например: я разозлился, я обиделся, я расстроился. Важно помочь ему научиться владеть собой, развивать чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков, и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. У ребёнка всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своё поведение.
А иногда ребёнку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.