Маршрут турпоездки, который мы выбрали с подругой, позволял более широко познакомиться с известными городами Италии. В течение восьми дней мы погружались в историю человечества, переходили из эпохи в эпоху, из века в век…
Но вот самолет Уральских авиалиний из аэропорта Римини доставляет нас домой. Всего пять часов отделили от другой жизни, от ощущения неправдоподобности происходящего, которое не покидало при осмотре итальянских достопримечательностей. А когда автобус привёз нас на железнодорожный вокзал Екатеринбурга, хотелось заплакать. Не было привычного чувства радости от возвращения домой, всё вокруг казалось серым и чахлым, несмотря на начало июля. Такой резкий контраст не укладывался в голове, и нужно было время, чтобы свыкнуться с действительностью, а в лучшем случае, мечтать о продолжении знакомства с Вечным городом.
Но вот в День празднования Воздвижения Креста Господня (27 сентября) на канале «Культура» выступал Владыка Илларион, и он рассказывал о частице животворящего Древа Креста Господня, которая хранится в Риме, в церкви Святого Креста Иерусалимского. А ведь мы были там и прикладывались к тем святыням! Всё вокруг встало на свои места, величие событий уже не подавляло, они стали частью воспоминаний, о которых захотелось рассказать.
Для нас с Татьяной Ерёминой путешествие по Италии началось с Римини – это курортный город на берегу Адриатического моря. Это настоящий рай для отдыхающих, но нас манила итальянская классика.
Номер в отеле такой маленький, где едва возможно протиснуться между стеной и кроватью, а ведь предусмотрено проживание ещё двоих человек, судя по двухъярусному ложе. Но всё это не волнует, ведь завтра мы увидим Венецию!..
Четырёхчасовая поездка впервые открывает эту страну, такую знакомую по итальянским фильмам, чистую, ухоженную. Нет раздражающей броской рекламы, вызывающих вывесок, даже черепичные крыши одного цвета: песочно-коричневые. Видимо, ничто не должно выделяться на фоне прекрасной, пышной природы.
Венеция – сказочный город-остров, который так любил поэт Иосиф Бродский, и где по завещанию он похоронен.
Катер мчит нас по Гранд-каналу к центру города. Старинные дома и дворцы вырастают прямо из морской лагуны. Нашего гида зовут Стефания, она итальянка с очень приятным акцентом, эмоционально рассказывает об истории города Казановы, гондол и карнавала.
А вот и знаменитая площадь Святого Марка, центр политической и религиозной жизни Венеции. Жемчужиной площади является одноимённый собор, построенный в 829 году, главный алтарь которого хранит в урне останки евангелиста Марка, покровителя города.
Незабываемой стала поездка на гондоле по маленьким улочкам-каналам. Ставни на окнах закрыты и дома кажутся нежилыми, хотя балконы украшены яркими цветами. И вдруг буквально на уровне воды – открытое окно. За небольшим обеденным столом сидит молодая пара. Это напомнило сюжет картины, настолько живописно было их спокойствие и отрешённость – присутствие воды располагает к созерцательности.
Вообще, гондола в Венеции – это своеобразное произведение искусства. Чтобы создать Венецианскую гондолу, следует выточить вручную 280 деталей из восьми сортов древесины. Внешне она прекрасна, полировка совершенна и гондольер искусен в управлении ею.
О достопримечательностях Италии написано много, и всё же каждый откроет свою Италию. Когда взору открылся Миланский собор, то первое впечатление – что этот беломраморный колосс вырезан из бумаги, так причудливо и изящно сочетаются готика и ренессанс. На фасаде, выходящем на площадь, возведено 135 мраморных игл, устремлённых в небо. Собор венчает 106-метровый шпиль с четырёхметровой статуей Мадонны. После этого вышел декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города.
Милан – это и законодатель европейской моды, и центр мировой оперной классики. К знаменитому театру Ла Скала мы прошли через «квадрат моды» – квартал бутиков, роскошь которых подчёркивал аромат дорогих духов.
После увлекательной экскурсии по Флоренции нам посчастливилось посетить галерею Уффици. И вот мы в зале, где висят полотна Боттичелли. Много народа, но тихо, никто не переговаривается, все заворожены миром художника. Это мир грёз. Персонажи на картине «Весна» не идут, а лишь касаются земли, их одеяния вьются невесомыми подвижными складками. Бесцветные небеса и нежно-зелёная вода на картине «Рождение Венеры». Прекрасная Венера плывёт в своей перламутровой раковине, стыдливо прикрывающая длинными волосами целомудренную красоту.
Эмоционально поразил нас и зал античной скульптуры, объединённой темой сражений и смерти. Настолько выразительны тела раненных, убитых, с искажёнными от ужаса лицами, что мы физически ощутили страх смерти…
И вот мы в Риме, где прекрасно сохранились все чудеса потрясающей древней цивилизации. «Город на семи холмах» – удивительная живая античная книга. Прочитать её за тот короткий срок, что нам был отведён, конечно, невозможно. Но мы увидели многие главные достопримечательности «Вечного города», в числе которых и самые известные паломнические церкви и соборы.
Благодаря святой равноапостольной Елене, матери Константина Великого, который утвердил христианство, Рим стал богатейшим в мире хранилищем евангельских святынь. Для них и была построена церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня. Святая Елена привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Креста, землю с Голгофы и другие святыни, в том числе перст святого Фомы, один из гвоздей Креста Господня, два шипа от Тернового Венца, священные камни из Вифлеемской пещеры. С благоговением прикоснулись мы к этим святыням.
С волнением ждали мы посещение главного в католическом мире собора – Святого Петра. Охраняет Ватикан швейцарская гвардия с 1506 года, которая бесстрашно противостояла неслыханному насилию во время разграбления Рима. Говорят, роскошная униформа была выполнена по рисункам Микеланджело. Здесь многое связано с этим гениальным художником и архитектором: завершение облика Собора Святого Петра, мраморная скульптура «Пьета», или «Оплакивание Христа», которая установлена в Соборе, и, конечно, знаменитые фрески Сикстинской Капеллы.
Казалось, что ты готов к восприятию этого грандиозного творения. В памяти – иллюстрации, искусствоведческие статьи, но когда попадаешь в Капеллу и смотришь на огромную сцену «Страшного суда», то охватывает благоговейный ужас перед этой вселенской катастрофой, где Христос – не христианский Бог, а Верховный Судья, грозный и устрашающий, выносящий окончательный приговор. Он неумолимо разделяет жителей земли на спасённых праведников и грешников, спускающихся в Дантов ад.
Потрясающее величие этой росписи невозможно описать, столько здесь человеческих страстей, и все они удивительно выражены.
Но нет возможности долго рассматривать творение художника. Медленно движемся, стараясь охватить взглядом разнообразие всех этих лиц: дьяволов, адских чудовищ, святых мучеников… В полном молчании выходим из капеллы. Рядом старинная металлическая печь, вот из неё и выходит дым, когда выбирают Папу Римского.
Пересекаем огромную площадь перед Собором, в центре высится египетский обелиск, оставшийся со времён цирка Нерона и привезённый из Гелиополя императором Калигулой. На вершине металлический шар, в котором, как считали, находился прах Юлия Цезаря, а сейчас хранится реликвия креста. Здесь умер античный мир, и здесь же началось его возрождение…
Познакомившись с Италией, невозможно не почувствовать и не полюбить её. Вот и мы запаслись воспоминаниями, которые навсегда останутся самыми замечательными приобретениями нашей жизни.