С 2001 года и по сей день миллионы старшеклассников проводят за подготовкой к экзаменам большую часть своей школьной жизни
Первые проообразы ЕГЭ (единого государственного экзамена) стали появляться в России ещё в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Проведению эксперимента по введению ЕГЭ по всей России дали старт два постановления Правительства РФ: «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года и «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.
Вместе с появлением экзамена свою популярность стали набирать и курсы по подготовке к нему. К 2025 году в России существует более тысячи офлайн и онлайн-школ, которые помогают старшеклассникам восполнить школьный материал, системно изучить его, разобрать задания и подготовиться к экзаменационным испытаниям.
В личной беседе со старшеклассниками мы выяснили, что многие предпочитают готовиться к ЕГЭ в онлайн-школах и считают их наиболее эффективными, нежели самостоятельная подготовка или подготовка в школе.
«Когда поступала, я готовилась на курсах по ЕГЭ и параллельно брала подготовку от «Умскул» – такого специального ресурса. Его я особо не смотрела, ибо физически не успевала, поэтому акцентировала внимание только на тех произведениях, которые знала плохо. На курсах и после школы сидела и просто решала задания портала «Решу ЕГЭ», писала сочинения, относила на проверку, всё как у всех. Выучила очень много прозы и прочла за полгода почти весь кодификатор, не отлипая от книг ни на минуту. Однако перед самим экзаменом этот ресурс меня спас – выложили рано утром разбор сочинения ученика с Дальнего Востока, я прочитала, и, о чудо, мне на экзамене попалась именно эта тема», – вспоминает Ксения Романенко, студентка Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна ВШПМ.
Чем онлайн-школы отличаются от всем привычных общеобразовательных? В зависимости от стоимости курсов, помимо подготовки к ЕГЭ там вы можете получить персональное сопровождение кураторами, онлайн-помощь по темам, которые не усвоили на курсе, контроль за знаниями в виде ежемесячных зачётов.
Почему подготовиться к ЕГЭ самостоятельно – сложно?
Отсутствие структуры. Без чёткого плана и программы подготовки легко потеряться в материале. Вы можете не знать, с чего начать и как распределить время.
Недостаток мотивации. Самостоятельная подготовка требует высокой самоорганизации. Без внешнего контроля и мотивации ученики могут быстро потерять интерес.
Трудности с материалом. Некоторые темы могут быть сложными для понимания, и без помощи учителя или репетитора может быть трудно разобраться в них.
Проблемы со временем. У многих школьников есть дополнительные занятия, кружки и другие обязательства, что ограничивает время для подготовки.
Нехватка ресурсов. Не всегда доступны качественные учебники или материалы, которые помогут в подготовке.
Изучение предмета только в школе может быть недостаточным для подготовки к экзамену, поскольку школьная программа иногда не акцентирует внимание на глубоком изучении сложных тем. Это может привести к поверхностному пониманию материала. Кроме того, в классе могут находиться ученики с разными уровнями подготовки, что затрудняет индивидуальный подход к каждому из них.
Получается, что идеального метода подготовки к ЕГЭ попросту не существует. Каждый решает индивидуально, на что обратить внимание и к каким преподавателям обратиться. Лучший вариант – совмещать самостоятельную подготовку, школу и онлайн-курсы. Каждый из этих методов устраняет минусы друг друга и позволяет эффективно распределить время и ресурсы.
Выпускники одиннадцатых классов Свердловской области определились с выбором учебных предметов на ЕГЭ. Из поданных заявлений 50,5% выпускников выбрали профильный уровень математики, а 49,5% – базовый. Наиболее популярным дополнительным предметом для сдачи экзамена стало обществознание, которое выбрали около 45,7% школьников. Информатику планируют сдавать 23,8%, а биологию – почти 18% выпускников.
5 марта и 14 мая состоятся всероссийские тренировки, которые позволят проверить готовность техники и системы видеонаблюдения, а также работу сотрудников пунктов проведения ЕГЭ. Во всех пунктах проведения ЕГЭ будет применяться технология печати полного комплекта экзаменационных материалов.
С 21 марта по 21 апреля пройдёт досрочный этап сдачи ЕГЭ, в котором примут участие 105 человек. Наиболее популярными предметами в этот период станут русский язык и литература.
Всего в этом году в Свердловской области ЕГЭ сдают почти 17 тысяч одиннадцатиклассников. Для организации экзаменов будет задействовано около 180 пунктов проведения ЕГЭ, включая пункты на дому и в учреждениях службы исполнения наказаний.
Тимофей НИКИТИНСКИЙ.