Умный в гору не пойдёт – говорит народная мудрость, но мы скажем, что лишь дурак такую гору обойдёт! Именно такой ответ был самым уместным, когда друзья узнали, что я собрался на Эльбрус. Эта вершина считается самой высокой точкой Европы, её высота – 5642 м.
Начал поиск сподвижников, готовых физически и морально подняться на гору. Согласился единственный друг, с которым ходили не единожды, – Олег Барановский. Простых гор не бывает, началась серьезная подготовка к экспедиции. Прежде всего нам нужно было определиться с тем, как добраться до Кавказа. Вариантов немного: самолёт, поезд, автомобиль. Выбор пал на машину, плюсов здесь несколько: возможность посетить достопримечательные места страны, полная автономность по срокам. Далее нужно было определить маршрут восхождения, самый популярный – подъём на Эльбрус с юга, именно на этом склоне развита инфраструктура. Просчитываем дни пребывания, раскладку по еде, готовим снаряжение. Само восхождение решили посвятить 70-летию Великой Победы. Дату подъёма определили под первые майские праздники.
Дорога до Кавказа заняла две ночи и три дня. Первая ночёвка выпала под г. Октябрьским (Республика Башкортостан), ночевали в палатке, ночи были уже тёплыми. Утром взяли путь на Самару, Саратов, Волгоград. Проезжая г. Энгельс, решили посетить музей дальней авиации. Исколесив половину города, нашли музей, но он расположен на территории воинской части, доступ в которую был закрыт.
Развернувшись, поехали на Волгоград. Посещение Мамаева Кургана было запланировано на обратный путь. Вторая ночёвка выдалась под Волгоградом. На следующий день необходимо доехать до г. Терскол: Элиста, Будённовск, Кисловодск. На подъезде к Баксанскому ущелью температура за бортом была +26 ⁰С, синее небо без туч. Через пару часов доехали до г. Терскол, на улице – снегопад, температура упала до +1 ⁰С. Расположились в гостинице недалеко от горы Чегет. Переночевав, пошли на разведку. Погода по-прежнему оставалась нелётной. Все подъёмники были остановлены, спасатели не рекомендовали выходить в горы – лавиноопасно. Но, поднявшись на поляну Азау, мы увидели, как тренируются военные – они проходили обучение по горнолыжной технике и поведению в горах. Было очень интересно послушать их лекцию.
В этот же день сходили на Поляну нарзанов. Минеральная вода с привкусом сероводорода бежит прямо из-под земли, осадок от неё имеет ржавый рыжий цвет. Информационный плакат говорит о том, что вода, вытекающая на поверхность, бежит с ледника, исследования показали, что свой путь она проделывает в течение пяти лет…
Погода по-прежнему плохая, белая пелена окутала не только небо, но и вершины гор. Среди туристов существует поверье: если по приезде искупаться в горной реке, то весь путь будет сопровождать хорошая погода. Традиции нарушать нельзя – купание провели в реке Баксан. На следующий день, проснувшись, первым делом выглянул в окно – на улице сияло голубое небо. Примета работает!
Выходить в горы по-прежнему опасно, поэтому приняли решение посвятить день катанию на лыжах с горы Чегет. После того, как трассу прошли спасатели, было разрешено подниматься наверх. Поднявшись на первой линии подъёмников, справа увидели величавый Эльбрус – две вершинки возвышались вдалеке в лёгком облаке. Наша вершина – та, что слева, западная. Открывшийся вид лишь подогрел наш интерес к восхождению. Также стало очевидным, что подъем будет непростым.
На следующий день погода вновь испортилась, видимость была не более 20 метров. В местном отделении МЧС мы узнали прогноз погоды – «окно» обещали через три дня. Приняли следующий план действий: сегодня поднимаемся до станции «Мир» (высота 3500 м), спускаемся в гостиницу; на следующий день поднимаемся до «Приюта одиннадцати», спускаемся в гостиницу; на третий день поднимаемся до «Приюта одиннадцати», ночуем и, если будет погода, выходим на штурм вершины.
Во время акклиматизационного выхода до «Приюта одиннадцати» познакомились с Дмитрием, он приехал на Кавказ с Республики Алтай, его планы по восхождению полностью повторяли наши. Обоюдно приняли решение подниматься вместе. Договорились, что на следующий день встречаемся с ним на 4200 м. Второй выход до приюта оказался непростым – подъём осложнялся необходимостью поднять вещи и продукты питания.
На место встречи поднялись к семи вечера, над нами стояло облако, шёл снег. Разместившись, решили сходить ещё выше, поднялись метров на 300. Результатом наших действий стало то, что мы оказались выше облака, всех осветило яркое, заходящее за горизонт солнце, и мы увидели обе вершины в новом ракурсе. По возвращении в палатку приготовили ужин на газу. Отбой. На ночь запланирован штурм вершины. В начале ночи дул сильнейший ветер, и мы переживали, что он порвёт нашу палатку. Проснувшись в два часа ночи, выглянул наружу. Обе вершины умиротворённо стояли на фоне тёмного звёздного неба. Подъём!
Короткие сборы, лёгкий завтрак – выходим. Шаг за шагом поднимаемся вверх. На горизонте завиднелся восход, позади – великолепный вид белых остроглавых вершин. Притягивает внимание гора Ушба, похожая на корону.Дойдя до скал Пастухова, мы встретились с лютым ветром, дующим с вершины горы, и скорость нашего подъёма резко упала. Навстречу вышла группа спасателей МЧС, поднявшихся раньше нас на ратраке. Они посоветовали нам повернуть назад из-за сильнейшего ветра на седловине. Отдохнув, попив чая, принимаем решение спускаться. К лагерю пришли в районе 10 утра. Весь день мы отдыхали и любовались открывающимися видами. Стояла великолепная, солнечная погода, Эльбрус восхищал своими белыми шапками. Предстоящей ночью планируем очередную попытку восхождения, остаётся надежда на хорошую погоду.
И она соблаговолила, в районе девяти утра мы стояли у начала подъёма по косой полке. Взошедшее солнце согревало нас своими лучами, ветра не было. Примерно на середине пути по косой полке происходит неприятное событие – порвался темляк, крепящий кошку к ботинку. Экспедиция на грани срыва. Но в рюкзаке у нас нашлась верёвка, и поломка была устранена. Произошедшее дало понять, что путь на вершину открыт не для всех. Когда мы дошли до седловины, нас догнали спортсмены – скайраннеры, готовившиеся к предстоящим 9 мая соревнованиям по скоростному восхождению на Эльбрус.
После небольшого отдыха мы вышли на подъём по западной вершине. Он оказался гораздо более крутым, чем представлялся нам после десятка изученных отчётов восходителей. Тропа была полностью переметена, жёсткий фирн. В районе 14.30 вышли на предвершинное плато, сил нет ни физических, ни моральных. До вершины остаются считанные метры. Передохнув, заметили, что над вершиной появилась облачность, дурной знак – необходимо спускаться вниз. Двойное чувство испытывали в этот момент. Но ведь гора стоит, и простоит ещё тысячи лет – вернёмся, и не раз! Решено! Устанавливаем изготовленный флагшток с гербом Свердловской области, водружаем на него флаг с эмблемой 70-летия Победы! Миссия выполнена. Делаем фото на память.
Неспешно начали спуск, дойдя до седловины, буквально валимся с ног. Но расслабляться нельзя, допив остатки чая, выходим на косую полку и двигаемся вниз. По мере уменьшения высоты силы приходят в геометрической прогрессии. По окончании косой полки делаем привал. Олег в честь восхождения на память прочитал стихотворение Семёна Гудзенко «Моё поколение»:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат…
…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
А когда мы вернёмся, – а мы возвратимся с победой,
Все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы, –
Пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,
Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.
Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернёмся и победу штыками добудем –
Все долюбим, ровесник, и работу найдём для себя.
Описать чувства, которые испытываешь в эти моменты, непросто. Скажу так, это смело можно считать пиком пережитых эмоций за весь период путешествия. Продолжаем спуск, вершины уже возвышаются над нами всей своей мощью. Около семи вечера пришли в палатку. Готовить ужин не было сил – попив чай, легли спать…
На следующее утро погода вновь испортилась, было пасмурно. Начали спуск до Азау. Внизу стояла тёплая погода, много снега растаяло. Попрощавшись с Димой, начали путь домой.
Обратная дорога пролегает через кавказские республики, и в планах — купание в Каспийском море. По пути заехали в Аушигер, искупались в горячем источнике. Минули ночной Владикавказ. На ночёвку остановились под Ачхой-Мартаном, в палатке. Утром проснулись от утреннего намаза, разносящегося по всей округе. Выдвинулись в сторону Грозного. В нём мы оказались около семи утра, проехали в центр города – на улицах ни души, в отдельных местах стоят полицейские. Из радиопередачи узнали, что в этот день запланирована репетиция парада Победы. Немного прогулявшись, двинулись дальше. После обеда доехали до Махачкалы. Город оставил за собой ощущение хаоса. На улицах множество машин и людей, пыльно. Отъехав от города, ищем съезд к морю, это оказалось непростой задачей. В итоге на машине подъехали к самой кромке песка. По ощущением, купание в р. Баксан было холоднее, но не намного. Солнце печёт, быстро согреваемся.
Продолжаем путешествие, берём курс на Астрахань. Но в Астрахани побывать так и не удалось, указатель на очередной развилке показал налево, что оказалось неверным. Поворачивать назад уже не было смысла, движемся на Элисту. Стемнело, едем в ночи. Неожиданный удар, машину повело резко в сторону… пробили заднее колесо. Ставим запаску, продолжаем движение. Через пару часов встаём на ночёвку в степи, в палатке. Утренняя готовка не состоялась – газ закончился, дров удаётся найти немного – вскипятили котелок воды, попили чай. Покушали в ближайшей кафешке.
Доехав до Волгограда, первым делом ищем шиномонтаж, покупаем новое колесо (пробитое восстановлению не подлежит). Ещё нужно заехать на Мамаев Курган. Путь по городу очень утомителен – большой трафик машин. Добрались до цели, но на «Родину-мать» подняться не удалось. Памятник – на реконструкции, готовят к празднику. Ничего не поделаешь, едем домой. С очередной ночёвкой под Октябрьским добираемся до Лесного уже поздно ночью, очень уставшие, но довольные.
На вопрос, поеду ли ещё раз на Эльбрус, отвечу: «Несомненно, да!»
Степан Сивков