Недавно в соцсетях прошла информация о комиссионном осмотре многоквартирного дома, качеством капремонта которого, завершившегося в прошлом году, жильцы остались не очень довольны.
Многие из нас помнят времена, когда слова «капитальный ремонт дома» были связаны с приятными переменами: переездом во временное жильё, ожиданием обновлённых, освежённых квартир и «новосельем» в свои же квартиры, порой сопровождающимся приобретением новой мебели. В домах перестилались полы, менялись сантехника, электропроводка, обои на стенах, преображались подъезды и фасады.
Теперь мы практически все – собственники. И благоустраиваем свои гнёздышки в соответствии с желаниями, доходами и вкусами. Мы знаем, что платим взносы за капремонт, и только та часть, которая является общей собственностью наших домов, в определённое время будет ремонтироваться. И внутри своих квартир всё подстраиваем под себя: мы хотим уюта здесь и сейчас.
Когда же приходит час икс, который решит вопросы приведения в порядок общедомового имущества, мы «просыпаемся» и воспринимаем некоторые работы как прямое вторжение в частную собственность, покушение на наше благосостояние.
Расскажу на примере нашего многоквартирного дома. Совсем недавно прошёл капитальный ремонт. Сейчас наш, к слову сказать не очень-то и многоквартирный, дом стоит с ярким, чистеньким фасадом, с новыми, блестящими водосточными трубами. В подъезде – новая металлическая дверь, новый тепловой узел, ну и так далее. Понятно, что не обошлось без проблем.
…Пошли по квартирам рабочие со списком в руках – опрашивали жителей на предмет замены в квартирах стояков с горячей водой и установки вентилей на батареи. Хорошее дело! Но тут закавыка вышла. Не желая жить долгие годы в ожидании капитального ремонта, люди, естественно, ремонтировали своё жильё. Кто трубы закрыл коробами, у кого лепка на стенах, обои новые… Осторожно спрашиваю «обходчиков», чем мы рискуем, пустив ремонтников в квартиру, и кто будет восстанавливать всё, если что.
Оказалось – никто. А вот разрушение лепки и разведение грязи на полу и новых обоях – это нам гарантировали. А посему доверительно «не посоветовали соглашаться». Мы и не согласились – весь дом, кроме одной квартиры, подписал отказ.
Потом, как выяснилось, мы подписали себе приговор: когда наступили холода, квартиры нашего подъезда стали замерзать, при том, что в самом подъезде с заменёнными батареями была сущая баня. Сантехники, пришедшие к нам по вызову, объяснили, что мы зря отказались менять трубы. Они так и остались непроводящими, старыми. И если добавить давление – может рвануть хоть где. Вот тогда мы станем за всё расплачиваться сами…
В полномочия администрации города входит сверка перечня запланированных и выполненных работ по капремонту. Вопросы качества выполненных работ лежат на Фонде капремонта, стройконтроле и самих жителях.
Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника отдела энергетики и жилищной политики администрации ГО «Город Лесной» Виталия Анисимова:
– Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обязывает собственника предоставлять доступ к общедомовому имуществу в необходимых случаях, в том числе и для капремонта. В обратном случае управляющая компания может обязать собственника сделать это и через суд, прибегнув к действиям судебных приставов. Понятно, что управляющие компании не заинтересованы в таком способе решения вопроса. С другой стороны, выполнение всех работ, предусмотренных капремонтом, в интересах подрядчика, так как это – его заработок. Равно как и управляющая компания заинтересована в качественном ремонте дома, который ей предстоит в дальнейшем эксплуатировать.
Да, мы действительно столкнулись с тем, что почему-то подрядная организация действует иногда как в вашем случае, не предупреждая об ответственности при отказе собственника от проведения работ и о его последствиях. Могу лишь предположить, что это связано не столько с деньгами, сколько с опасениями возникновения ответственности самого подрядчика в случае проведения некачественных работ и необходимости возмещать убытки. Конечно, проще быстро произвести только дорогостоящие работы на общедомовой территории и уйти на другие объекты.
До начала капремонта собственники должны выбрать уполномоченное лицо, которое будет подписывать акты выполненных работ от их имени, контролировать действия подрядной организации. Принимает все работы в первую очередь заказчик – представитель Фонда капитального ремонта: собирается приёмная комиссия совместно со стройконтролем и уполномоченным от собственников дома, и здесь активность жильцов очень важна, чтобы выявить скрытые недостатки, если они были допущены.
В случае же неизбрания полномочного представителя за подписью акта выполненных работ заказчик может обратиться к жильцу любой квартиры. И тогда вы рискуете доверить судьбу своего капремонта равнодушному к его судьбе квартиросъёмщику.
Существуют гарантии на работы по капремонту. Именно поэтому необходимо выявлять все недоделки в процессе капремонта и представителю жильцов ни в коем случае не подписывать акты о приёмке работ до их устранения. А я, как представитель администрации, никогда не подпишу такой акт без подписи уполномоченного.
С этого года специалисты администрации города принимают участие в общедомовых собраниях собственников и совместно с представителями управляющих и подрядных организаций проводят разъяснения о необходимости ремонтных работ. Например, если сейчас не согласиться на ремонтные работы на домовых сетях, их ремонт будет перенесён на следующий срок, а это уже лет через 20 – выдержат ли сети столько времени?
Капитальный ремонт – дело серьёзное. Поэтому хорошо бы нам избирать представителями от собственников грамотных и активных жильцов, которые смогут проконтролировать весь процесс ремонта дома от начала и до конца, спросят и потребуют ответа подрядчика. Ведь во время капитального ремонта собственники нередко оказываются в уязвимом положении, особенно если не интересуются судьбой собственного дома или не участвуют в общедомовых собраниях.