В конце октября студенты-первокурсники отделения СПО ТИ НИЯУ МИФИ побывали на экскурсии в цехе оснастки и инструмента комбината «Электрохимприбор». Предполагалось, что это будет вводный визит, ведь детальное знакомство с производством будущих технологов ждёт на третьем курсе, тогда, когда ребята уже преодолеют трудности начала студенческой жизни. Но встреча показала: сегодняшние сложности студентов не пугают, профессионально развиваться ребята настроены с первого курса. Вот как это было.
Миг между прошлым и будущим
Просторный и светлый конференц-зал цеха оснастки и инструмента. Молодёжь рассматривает на одном стеллаже выставку продукции цеха, на другом – спортивные трофеи. На стене фотопортреты Героев труда и тех, кто формировал славный коллектив инструментальщиков. Трогательный, насыщенный энергией момент, связывающий прошлое и будущее.
Открывая круглый стол, начальник цеха Анатолий Шапошников подчеркнул, что нынешняя встреча – и знакомство студентов с цехом, его участками, технологическим процессом, продукцией, и прекрасная возможность пообщаться со специалистами. Он рассказал ребятам о важности инструментального производства, его славной истории. Дал совет: «Не теряйте времени, учитесь добросовестно. Предприятие вас ждёт. Хорошие кадры нужны всегда». Закончив выступление, спросил: «Скажите-ка, друзья, почему вы пришли учиться в отделение СПО МИФИ и выбрали специальность «Технология машиностроения»?»
Секундная пауза. И студенты уже решительно отвечают.
Егор Липухин: «Есть желание как можно раньше прикоснуться к семейному делу. Дедушка и папа выучились на инженеров, работают на ответственных производственных должностях. Поэтому решил продолжить традицию и не отстать от них».
Александр Шомин продолжил: «Поступать в МИФИ мне настоятельно рекомендовали. А выбор специальности состоялся в приёмной комиссии. Там я услышал рассказ о том, чем буду заниматься на производстве и что в МИФИ буду изучать инженерную графику, станки и механизмы, – словом, то, что меня привлекает».
«Мне с выбором помог папа, – сказала Дарья Сажаева, – он трудится в военной приёмке на комбинате «Электрохимприбор» и считает, что люди, обученные по специальности «Технология машиностроения», – настоящие универсалы, способные работать в самых разных отраслях». Тут же она задала встречный вопрос: «Андрей Анатольевич, в вашем цехе много молодёжи?»
Вопросы посыпались, словно из рога изобилия: о спортивных достижениях и самодеятельности, о конкурсах мастерства…. Чувствовалось, отвечать на них начальнику цеха доставляет удовольствие.
Но поставленная Виталием Лоптевым проблема повернула разговор в иное русло.
Молодо, но не зелено
Он сказал: «Мой вопрос, Андрей Анатольевич, можно рассматривать и как предложение. Реально ли сделать так, чтобы мы, студенты, стали связаны с жизнью вашего коллектива, будучи ещё первокурсниками? Нам это поможет раньше сформировать определённые профессиональные симпатии. Даст фору в выборе темы курсовой, дипломной работ и возможность найти руководителя дипломного проекта».
«Тема непростая, но интересная, – поразмыслив, ответил начальник цеха. – Ваш серьёзный настрой, стремление учиться, огромное желание стать профессионалами – подкупают. Форм работы немало: совместные спортивные состязания, приглашение вас в качестве гостей на конкурсы мастерства, на встречи с ветеранами… Так мы сможем не только себя показать, но и на вас посмотреть».
Его поддержал заместитель начальника цеха Андрей Палькин: «Предложение стоящее. Я в своё время учился на вечернем отделении МИФИ, одновременно работал и видел, как непросто давалась учёба тем однокурсникам, которые не были связаны с производством».
Уловив позитивный настрой руководства цеха и поняв, что пришло время подключиться к разговору и мне, преподавателю данной студенческой группы, предложила проработать вопрос организации тематических экскурсий наряду с традиционным обзорным посещением цеха. На тематических экскурсиях первокурсники глубже познакомятся с конкретной технологией или работой определённого оборудования, а преподаватели МИФИ с помощью инструментальщиков смогут разработать практико-ориентированные задания для занятий по физике, математике, химии.
На том и порешили…
Заманчивая это штука – взрослая жизнь
Студенты пошли в производственные помещения – туда, где вовсю кипела заводская жизнь. Здесь их ожидало немало интересного. В микроскоп разглядывали мельчайшие дефекты в металле, следили за работой координатно-измерительной машины, станков с ЧПУ, плоскошлифовального и круглошлифовального станков, наблюдали за процессом резки металла с помощью электрического тока, токарной и фрезерной обработки…
Рассказы технологов Игоря Ширшина и Сергея Королёва вызвали большой интерес и любознательность. Ребята спрашивали про назначение продукции цеха, интересовались, кто составляет программы для станков, выясняли детали в работе технолога…
Между собой экскурсанты делились впечатлениями:
– Зрелищно! 10 из 10 баллов!
– Как много людей работает!..
– Все сосредоточены, работа-то ответственная, точная.
– Интересно, хотя сложно.
– Ничего, здесь люди с опытом – научат!
Немало интересного ребята увидели и услышали в термическом отделении: горячее дыхание раскалённого докрасна жерла печи, выкатившаяся оттуда этажерка с изделием, охлаждение его в масле, отточенные движения рабочего-термиста. И увлекательный рассказ и.о. мастера Ильи Глазырина о придании металлическим изделиям новых качеств.
На всё экскурсанты смотрели широко открытыми глазами.
– Просто священнодействие какое-то! – послышался возглас.
Девчонки шептались: «Ты поняла? Управляет-то этим непростым хозяйством, где работают одни мужчины, – женщина!»
Устремлённые в будущее
После экскурсии количество вопросов не уменьшилось: «Как попасть к вам после учёбы? Какие специалисты сейчас больше всего нужны? Какая здесь средняя зарплата? Каковы возможности карьерного роста? Есть ли у вновь пришедших наставники?..»
Тепло распрощались. Возвращались домой студенты с новыми знаниями, приятными впечатлениями. И с большим желанием осуществить свои профессиональные устремления.