27 августа отмечается День российского кино. Мы делимся воспоминаниями Валентины Фёдоровны Матвеевой, которая 30 лет проработала директором кинотеатра «40 лет Октября» (сегодня «Ретро»).
О военном детстве
Я родилась в глухой деревне Граковка в Омской области восьмым ребёнком в многодетной семье. Мама, Анастасия Семёновна, награждена орденом «Мать героиня», у них с отцом было десять детей. Но в разное время болезни забрали пятерых.
Колхоз в нашей деревне был бедным, трудодни колхозникам оплачивать было нечем, а налоги – большие. За неуплату налогов маму грозились посадить в тюрьму. А ведь ей приходилось работать с раннего утра до позднего вечера, а по ночам сторожить амбары с зерном.
В деревне нашей не было ни радио, ни электричества, которое провели только в конце 1950-х годов. Медпункта тоже не было, ходили пешком за 12 километров в райцентр. Не было и детского сада, поэтому старшая тринадцатилетняя сестра Катя, закончив всего три класса, осталась нянчиться со мной трёхлетней и двумя братьями, Мишей и Вовой, семи и полутора лет.
Отец Фёдор Семёнович ушёл на войну, оставив маму беременную с пятерыми детьми. А в 1943 году забрали на фронт старшего брата Сашу, которому накануне исполнилось 17 лет. Уходя на войну, отец наказал маме: «Если будет трудно, поменяй старинные огромные часы с маятником на муку у председателя Шешелова, только не продавай гармошку. Пусть сыновья учатся играть». Сейчас, спустя много лет, я понимаю, что братья мои играли превосходно, хоть и были самоучками.
С началом войны все работы пали на плечи женщин и детей. Мы, деревенские школьники, в летние каникулы на колхозных полях пололи свёклу и морковь, окучивали картошку, гребли сено, дёргали лён и вязали в снопы, помогали взрослым заготавливать дрова на зиму для нужд колхоза.
Отец вернулся с войны раненым, насквозь больным и знал, что долго не протянет, потому сколотил сам себе гроб, который хранился на чердаке нашего дома. Когда мы с Вовкой, младшим братом, и соседскими ребятишками играли в прятки, то прятались в нём.
Наш отец был «мастеровой», сделал шерстобитку и катал валенки всей деревне. Из коровьих рогов делал расчёски и гребёнки. В то время гребёнки были нужны всем, чтобы избавиться от вшей. А ещё из свиной шкуры шил чирки, вместо стелек – солома. Я в таких ходила до шестого класса…
Отец умер 7 мая 1947 года. Я помню, как его хоронили всей деревней. А мы с Вовкой рвали подснежники и складывали на гроб.
После отцовской смерти мама стала хлопотать пенсию на нас, несовершеннолетних детей: Мишку, меня и Вовку. Много месяцев ходила она за 10 километров в село Большая Тава, в сельсовет. Но председатель сельсовета Свинтицкий каждый раз её выпроваживал, убеждая, что отец наш умер не от ранений. Сколько мама тогда слёз выплакала! Дело сдвинулось, когда из Омска к нам приехала отцовская сестра тётя Маруся. Мама рассказывала, как тётя Маруся пришла в сельсовет к этому Свинтицкому, председателю, боевая, в военной форме, при орденах и медалях. И учинила там преогромный скандал, стуча кулаком по председательскому столу. Через несколько месяцев мама стала получать на нас пенсию и долго молилась за здоровье тёти Маруси.
Брат Саша, отслужив семь лет, в родную деревню не вернулся, но поселился неподалёку – в рабочем посёлке на берегу Ишима, познакомился с прекрасной девушкой Ирой, родился у них сын Коля. О войне и службе Саша не рассказывал. Уже пенсионером возьмёт, бывало, гармошку и песню поёт «22 июня, ровно в четыре часа…», и плачет, а жена Ирина гладит его по волосам, словно ребёнка.
Жизнь моя – кинематограф
Когда я получила аттестат зрелости, паспорт мне не выдали, потому как надо было два года отработать в колхозе. Тогда я на пароходе поехала в Тобольск. Там только что открылось ГПТУ №1, где парни получали профессию автомехаников, а девушек обучали на киномехаников. Окончив училище, я стала киномехаником высшей категории, получила паспорт и направление на работу в Дом культуры райцентра Заводоуковска Тюменской области. Так 1 августа 1959 года началась моя трудовая деятельность в области кинофикации нашей страны.
Коллектив в Доме культуры подобрался молодой, активный – выпускники тобольского культпросветучилища. Мы организовали агитбригаду и ездили в праздники по окрестным сёлам и малым городам с концертами. По выходным в нашем Доме культуры проходили танцы под баян и радиолу. Там-то я и познакомилась со своим будущим мужем Юрой и вместе с ним уехала в Тавду, где в 1963 году родился у нас сын Паша. Я работала сначала киномехаником в кинотеатре «Октябрь», а после получения диплома Ленинградского кинотехникума – техническим руководителем в новом кинотеатре «Россия».
Брат моего мужа жил в то время в Свердловске-45, куда пригласил нас переехать. Так, с 1970 года я живу в Лесном. Юра устроился работать мастером на завод, а меня приняли киномехаником на местном телевидении. В марте 1972 года меня перевели работать в кинотеатр «40 лет Октября», где я и проработала 30 лет.
Всю жизнь я посвятила кино. Мне довелось работать на самой разной технике: на узкоплёночной кинопередвижке, на проекторе с углями, на более современной технике с ксеноновыми лампами.
В кинотеатре мы старались не только показывать фильмы, но и проводить дополнительную работу со зрителями. Не жалели сил на оформление фойе, регулярно обновляли стенды с фотографиями актёров, афишами, кадрами из фильмов. Перед сеансами в фойе кинотеатра показывали киножурналы о достижениях науки и техники, фильмы городской любительской студии, устраивали концерты самодеятельности и преподавателей музыкальной школы. Часто у нас проходили зрительские конференции, где обсуждали кинофильмы. Готовили творческие портреты мастеров кино, проводили занятия киноклубов и кинолекториев. Работали мы и по абонементной системе: в выходные дни для родителей с детьми, для детей готовили показы по определённой тематике. Для школьников выписывали учебные фильмы по истории, биологии, и на сеансы они ходили целыми классами.
Кинотеатр «40 лет Октября» проводил большую работу с трудовыми коллективами. В каждом цехе завода и в каждом учреждении были киноорганизаторы на общественных началах, которые в своих коллективах оформляли киноуголки с афишами, распространяли билеты, проводили обсуждение просмотренных фильмов. Показывали широкоформатные фильмы в кинозале «Родина», который работал в здании музыкальной школы. Ездили с показами фильмов по агитплощадкам и в совхоз Таёжный.
Много было за эти тридцать лет и приятного, и сложного. Я ведь не только руководила кинотеатром, но и сама работала в сердце кинотеатра – в киноаппаратной. И банки с плёнкой таскала весом 10–12 килограммов, и технику знала прекрасно.
Вся моя трудовая деятельность связана с кино, и точно могу сказать: «Жизнь моя – кинематограф».
Валентина Фёдоровна неоднократно награждена почётными грамотами администрации города, имеет звания «Ветеран труда», «Отличник кинематографии СССР» и «Почётный кинематографист России». 9 сентября 2020 года ей исполняется 80 лет.