В теории воспитания детей существует два подхода, которые однозначно не верны, – это строгость и вседозволенность.
Почему? Родители, которые чересчур строги и слишком часто наказывают своих детей, лишают их самостоятельности и независимости, и в будущем такие родители могут столкнуться с непониманием и бунтом собственных детей, воспитанных в духе частых репрессий. Несомненно, строгость в воспитании важна, но её должно быть в меру.
Другая крайность заключается в том, что родители вообще не устанавливают никаких рамок и ограничений для ребёнка. Это также не принесёт ему пользы в процессе обучения и в дальнейшей жизни. Если не обучать малыша правилам поведения, то со временем можно увидеть итог – неуправляемый эгоист. Такой ребёнок начнёт командовать не только окружающими людьми, но и своими родителями. У детей, получивших неограниченную свободу действий, может сложиться впечатление, что их родителям безразлично, как они себя ведут. В этом случае взрослым также никогда не удастся завоевать уважение своих детей.
Конечно, воспитательный процесс очень индивидуален, так как каждый малыш имеет свой неповторимый характер и темперамент. Выработать определённые правила, которые подходили бы для всех детей без исключения, к сожалению, невозможно. Очень важно помнить, что дети в возрасте до двух лет редко совершают какие-то поступки со злым умыслом и агрессивностью. Скорее всего, малыш просто ещё не понимает, что его действия могут нести негативные последствия. Если ребёнок совершил проступок, нужно постараться унять свой гнев, раздражённость и спокойно поговорить с ним, объяснить, в чём он не прав и что может случиться, если он и дальше будет так поступать. Пусть замечание будет строгим, но не более. Ведь родительский гнев, хоть и праведный, но может оставить глубокие раны в душе малыша. И нужно быть готовым к тому, что объяснять придётся не один и не два раза.
С маленькими детьми хорошо работает принцип воспитания на основе собственного примера. Малыши с охотой подражают взрослым, перенимают их модель поведения. Привиться может как хорошее, так и плохое. Поэтому нужно в первую очередь быть требовательным и внимательным к себе, проанализировать, какие отношения в семье, кто и как между собой разговаривает и т.д.
Многие родители сталкиваются с большими проблемами при установке запретов для детей. Слова «нет» и «нельзя» воспринимаются малышами точно вызов. Психологи рекомендуют стараться их избегать и не запрещать что-либо ребёнку, а предлагать альтернативное, правильное действие, которое должно его заинтересовать больше, чем то, что делать нельзя.
Решение о том, с какого момента и каким методом следует обучать малыша дисциплине, принимается каждым родителем индивидуально, при этом самое главное – осторожное и плавное начало, наблюдательность и внимание к мелочам. Необходимо в ответственные моменты проявлять гибкость, уметь экспериментировать и не бояться учиться самому.
Нужно понимать, что от родительского метода воспитания могут быть и негативные результаты, если не научиться разговаривать с ребёнком и правильно выстраивать модель общения.
Подготовлено по материалам сети Интернет.