Всемирный день театра отмечается нынче в 59-й раз. А театру-студии «Арлекин» Центра детского творчества в этом году исполняется 30 лет.
Наше интервью с руководителем коллектива Ириной Власовой – попытка понять: что есть детский театр? В чём секрет «Арлекина»?
– Ирина Альбертовна, итак, начало было положено в 1991-м?
– Да, тогда был сделан первый набор и начался мой педагогический и режиссёрский опыт, хотя образование у меня актёрское и историко-архивное. За три десятилетия случилось столько всего прекрасного и счастливого, что я не только никогда не жалела о выбранном пути, а наоборот, не устаю благодарить за него судьбу. А название «Арлекин», кстати, появилось в 1993-м, когда мы поехали на наш первый фестиваль в Екатеринбург.
– Что дают детям занятия в театральной студии?
– Как раз сегодня я получила письмо от одного из выпускников, который написал, что именно во время занятий в «Арлекине» он начал осознанно воспринимать жизнь в разных её проявлениях, научился самостоятельно мыслить и действовать. Это очень точно выражает смысл того, что целью студии является отнюдь не обучение актёрскому мастерству и не постановка спектаклей. Работа над спектаклем – лишь волшебное, абсолютно ненавязчивое, но мощное средство воспитания. Всегда тот материал, который я беру для постановки, позволяет разговаривать с детьми о главных, сущностных вещах. Таким образом, театр – без назиданий, в атмосфере свободной и радостной игры – создаёт самые благоприятные условия для личностного становления, развития и взросления.
Время от времени я прошу студийцев «заглянуть в себя» и написать об изменениях, которые с ними происходят. Практически все пишут о том, что становятся более уверенными в себе, более открытыми, общительными, раскрепощёнными. Они не боятся говорить и высказывать собственное мнение. Им легче справляться с трудностями и проблемами. Они научаются «замечать других людей» и их проблемы. А главное – обретают веру в себя.
А ещё выпускники разных лет признаются мне в том, как они ценят особую атмосферу «Арлекина», замешанную, с одной стороны, на строгой дисциплине, с другой – на доверии и уважении друг к другу, приятии человека таким, какой он есть, и, конечно, пронизанную духом творчества, игры, праздника.
– Пандемия вас разобщила?
– Как раз наоборот, объединила, сыграла при всех своих минусах и положительную роль. Удивительным образом, один за другим, весной и летом меня через соцсети нашли те выпускники, с кем по разным причинам мы много лет не общались. Наверное, именно пандемия вызвала потребность восстановить утраченные связи. Ставшие уже взрослыми людьми, они присылали примерно одно и то же: «Спасибо за счастливое детство!».
А какую радость доставило участие и выпускников, и родителей в наших дистанционных проектах!
Видеоспектакль «Письма домой. ХХ век», 7 выпусков цикла «Лесной литературный», «Арлекинские байки», «Карантинные сказки «Арлекина» – более сотни детей и взрослых стали их участниками.
У меня ощущение, что какие-то высшие силы срежиссировали этот потрясающий год – с его, по театральным законам, уникальным событийным рядом: пугающей завязкой, неожиданной кульминацией в виде победы в Международном конкурсе и прекрасной развязкой, которой можно считать то единение и духовную близость, что обрели мы в совместной работе.
– По какому принципу Вы выбираете текст для постановки?
– Прежде всего, по его смысловому содержанию, глубине и актуальности темы. Плюс эмоциональный отклик. Взятый к постановке материал должен непременно стать и для меня, и для ребёнка открытием, новым знанием, новыми горизонтами. Поэтому я большое значение придаю, во-первых, самому тексту (литературное произведение либо документальные источники), а во-вторых, погружению в исторический и культурный контекст. Любая история в спектакле – это и психология человеческих отношений, и некая модель жизни. Поэтому подросткам, прошедшим такую серьёзную сценическую школу, легче выстраивать взаимоотношения с людьми, они не боятся делать выбор, и что важно – не боятся ошибаться, более гибки и смелы в принятии решений.
– Расскажите о достижениях и наградах.
– Театр – это не спорт, где, как правило, всё очевидно и безусловно. Природа театра сама по себе условна – как и награды. Для меня давно уже лауреатские дипломы фестивалей перестали быть главным критерием успешности коллектива. Вот, например, на театральных конкурсах «Территории культуры Росатома» нет призовых мест, но разве не победа – выйти в финал и играть свой спектакль наряду с профессиональными театрами? Взрослые актёры пожимали детям руки и восхищались: «Вы классные, ребята!» А потом в город приехала снять спектакль профессиональная съёмочная группа, вышла книжка со сценарием (кстати, опубликованы девять моих сценариев). Или, например, мы с 2012 года проходим отбор на московский фестиваль «Пролог-Весна». Там вообще нет лауреатских званий, мы же любим этот фестиваль за уникальную атмосферу и выдающуюся образовательную программу.
Победа, успех, удача и счастье – это наша дружба с писателями. С Артуром Гиваргизовым мы были содокладчиками на Международной конференции «Детская литература как событие». А Марина Москвина написала об «Арлекине» в своей книге, рассказывала в радиопрограмме «Эхо Москвы».
Награда для меня – та многолетняя связь с выпускниками, которая, конечно, даёт силы и вдохновение, спасает от стрессов и депрессий.
– Так что же есть победа?
– Победа – это, прежде всего, преодоление. Преодоление трудностей, страха, усталости, лени, сомнений, комплексов. А ещё это чудо, которое происходит из раза в раз в нашем зрительном зале – когда гудящая и бурлящая, с телефонами в руках, школьная аудитория шумно рассаживается по местам, а уже через несколько минут замирает и начинает сопереживать происходящему на сцене.
Нам очень часто говорят и пишут об испытанном на спектакле потрясении. О том, как долго потом спектакль «не отпускает» – и многие приходят снова. Я очень рада тому, что спектакли «Арлекина» интересны не только школьникам, но и взрослым. Наша книга отзывов полна слов восторга и благодарностей от них. А когда спектакль могут обсуждать вместе дети и взрослые – это вообще, по-моему, идеальный театр.
– А теперь – о предстоящей премьере, пожалуйста. Какая она по счёту?
– Тридцать седьмая. В юбилейном сезоне мы впервые готовим три премьеры. И первая состоится уже на этой неделе – 26 марта, в 18 часов. Спектакль называется «Пятое-десятое», он адресован старшеклассникам и взрослой публике (с грифом 16 плюс).
В основе сценария – переписка драматурга Николая Эрдмана и актрисы Ангелины Степановой, а также дневник Елены Булгаковой. Это история любви на фоне истории страны 1930-х годов.
– Так в чём же секрет «Арлекина»?
– Конечно, в людях. В детях – талантливых, добрых, влюблённых в наше непростое, но фантастически прекрасное дело. В замечательных родителях-единомышленниках. В отзывчивых и преданных зрителях. В соавторах, каким я считаю звукорежиссёра Евгения Лыткина. В тех, кто помогает выпускать спектакли – а это музыканты, хореографы, костюмеры, художники, осветители. Все тридцать лет мне невероятно везёт на детей и взрослых, иначе как бы мы столько продержались?
– И в завершение: что для вас главный результат трёх десятилетий в профессии?
– Его лучше всего выразил 8-летний Егор, сказавший после занятия маме: «Я всем скажу записываться в «Арлекин», потому что Ирина Альбертовна с нами на одной волне!»
Уважаемая Ирина Альбертовна! Позвольте от имени газеты поздравить Вас и Ваш замечательный «Арлекин» с дорогим для вас праздником! Пожелать побольше новейших постановок, вечно сопутствующей музы и вдохновения. Пусть всегда окружает вас волшебный дух парящей красоты и творчества!