Образование – фундамент, на котором строится будущее России. Именно от подрастающего поколения во многом будет зависеть дальнейшее процветание страны. Качество образования во все времена определяло уровень общественного, экономического, научного и культурного развития государства.
Эти же цели преследует программа «Уральская инженерная школа», которая действует в регионе по инициативе губернатора Евгения Куйвашева с 2014 года. Программа обеспечивает условия для устойчивого экономического роста, развития импортозамещения и промышленного потенциала в Свердловской области, а также эффективной реализации творческих возможностей подрастающей молодёжи. За десять лет реализации программа позволила сформировать объединение отраслевых работодателей вокруг образовательных организаций, школ, колледжей, вузов. В Лесном современная инженерно-технологическая образовательная среда организована в трёх школах – № 64, 72 и лицее. Теперь к ним присоединилась и школа № 75.
Три класса школы модернизированы по проекту «Уральская инженерная школа» в кабинеты-лаборатории по физике и информатике.
«Для нашего города особо важно открытие таких образовательных пространств, – сказал глава Лесного Сергей Черепанов. – Специалисты инженерных специальностей востребованы – городу, градообразующему предприятию, технологическому институту МИФИ нужны хорошо подготовленные выпускники. Открывая новое современное образовательное пространство, мы даём уникальные возможности школьникам не только изучать инженерные специальности, физику, информатику, но и искать себя в науках».
Три обновлённых, капитально отремонтированных кабинета 75 школы оснащены цифровыми лабораториями, ноутбуками и демонстрационными приборами. Для образовательного процесса приобретено оборудование для изучения робототехники, механики, мехатроники, электроники, электротехники, 3D-моделирования, прототипирования, инженерного дизайна, программирования, а также основ каракури.
«Если говорить об «Уральской инженерной школе» в целом, то этот проект работает не только в школах, но и в детских садах, чтобы с раннего возраста дети имели возможность конструировать, развивать логическое мышление и с полученной базой переходить дальше в школы. В Лесном «Уральская инженерная школа» реализуется в детских садах № 18 «Семицветик», № 21 «Чебурашка» и № 28 «Ветерок». И мне бы очень хотелось, чтобы дети использовали такие образовательные пространства на все сто процентов», – отметила председатель городской Думы Татьяна Потапова.
Ученики школы № 75 продемонстрировали инженерные возможности новых классов и лабораторий, а некоторые были увлечены физикой и информатикой настолько, что просто не заметили большую делегацию руководителей города и управления образования. На вопрос главы города, кто выбрал физику и информатику для сдачи ЕГЭ, ответом стал «лес рук». В прямом смысле. Сразу видно – школьники с интересом относятся к модернизации школьных кабинетов.
А вот десятиклассник Алексей Шарин, победитель всероссийского конкурса проектов 3D-моделирования, с увлечением рассказывал, как при помощи 3D-принтера он конструирует роботов и прототипы действующих реальных механизмов.
«Я давно хотел сделать полноценный автомобиль, то есть, чтобы люди могли наглядно посмотреть, как устроены механизмы, чтобы в них разобраться. Вот тут у меня модель шарнира, с помощью которого передаётся движение, а это я делал дифференциал, с помощью которого вращаются колёса. Мне всё это интересно. Хочу отучиться в нашем МИФИ и работать в конструкторском отделе градообразующего предприятия. Мне, если честно, большой земли не надо», – уверенно сказал десятиклассник.
«Сегодня кадры – это ключевой вопрос в любой отрасли и любой территории страны. Новые вызовы стоят сегодня перед системой образования. Уже с 2025 года в бюджете Свердловской области предполагается заложить дополнительные средства на реализацию проекта «Уральская инженерная школа: 2.0», – сказал первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Шмыков.
Проект «Уральская инженерная школа: 2.0» предполагает реализацию единой модели профориентации с 6 по 11 классы. В 6-х классах она начнётся с уроков труда, далее через формирование предпрофильных 8-9-х классов и профильных 10-11 классов и систему профессионального образования, освоения первой рабочей профессии. Образовательная экосистема «Уральской инженерной школы 2.0» предполагает дальнейшую интеграцию ресурсов организаций общего и дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного профессионального образования и ключевых работодателей в инженерный образовательный кластер.
В целом, образовательная система в России находится на этапе серьёзной трансформации, пересмотра целей и приоритетов. В настоящее время Минпросвещения России готовит комплексную стратегию развития системы школьного образования на период до 2030 года.
В школах больше внимания уделяется предметам естественно-научного профиля и вводится больше часов для их освоения. В учебном плане 2024 года количество часов на изучение математики, информатики, физики, химии, биологии на углублённом уровне самое большое за историю школьного образования.