Уроженец города Лесного Сергей ЛУКЬЯНОВ в этом году был удостоен почётного звания «Профессор Российской академии наук». Награду ему вручил президент РАН Александр СЕРГЕЕВ.
Выпускник 71 школы, воспитанник выдающегося педагога Ольги ШАМАРИНОЙ, в 2001 году, в возрасте 26 лет, стал кандидатом, а в 2009 – доктором экономических наук.
В интервью изданию «Уральский федеральный» Сергей Александрович отмечает, что ему всегда было «интересно узнавать что-то новое, и эта тяга к познанию осталась до сих пор». В научных начинаниях молодому учёному помогли преподаватели, коллеги – экономический факультет УрГУ.
– У меня, действительно, были сильные учителя и талантливые ровесники, которые имели очень хороший исследовательский и преподавательский уровень, – подчёркивает наш герой. – Я искренне благодарен моим школьным педагогам Тамаре Николаевне КРУТОВОЙ, Ольге Александровне ШАМАРИНОЙ, Антонине Александровне БОРОВСКИХ, Галине Владимировне КИРИЛЛОВОЙ.
Сегодня Сергей ЛУКЬЯНОВ – профессор кафедры международной экономики и менеджмента ВШЭМ, его преподавательский стаж составляет более 17 лет. Некоторое время работал в министерстве образования и науки в качестве заместителя директора департамента по государственной научно-технической и инновационной политике, однако вернулся к университетской практике.
«Университет – это очень гордо, очень почётно, – отмечает Сергей ЛУКЬЯНОВ. – Работать с молодёжью, коллегами – это призвание. Я могу и реализовывать себя, и видеть молодёжь – соответствовать этому времени – и, конечно же, общаться с огромным коллективом. Это всегда обмен мнениями, знаниями, информацией, это всегда очень ценно».
Имея 17-летний преподавательский стаж, Сергей Лукьянов уверен, что человека научить невозможно, если у него нет желания научиться.
– Сколько угодно можно показывать на доске, как решаются сложнейшие математические закономерности, но если человек сам не будет пытаться разобраться в этом, тренироваться и пытать себя, то ничего не получится, – говорит учёный. – Конечно, заинтересовать в предмете, дать отправную точку, проявить интерес – задача преподавателя. Но дальше идёт параллельная работа – и преподавателя, и самого студента.
Среди приоритетных задач в настоящий момент профессор РАН видит поиск разного рода моделей подготовки кадров высшей квалификации.
– Молодому учёному трудно сразу же войти в научные круги. Нужно много времени и ресурсов, чтобы сделать качественное исследование и, соответственно, финансовая поддержка, – говорит молодой профессор. – Получается некий замкнутый круг: чтобы получить финансирование на значимые исследования, нужны ресурсы и деньги, а чтобы заработать деньги, у тебя уже должны быть титул, соответствующие публикации и научная школа. Поэтому если молодёжь не включена в сильные исследовательские коллективы, ей приходится очень трудно делать первые шаги самостоятельно.
На вопрос о проектах, над которыми Сергей ЛУКЬЯНОВ активно работает сейчас, профессор РАН ответил: «В своё время мы с коллегами из Министерства образования и науки начинали реформу аспирантуры. И до сих пор наша аспирантура – в целом, в стране – находится не в идеальном состоянии. Президент РАН среди многих задач предлагает найти разного рода модели подготовки кадров высшей квалификации. И то, что мы не успели сделать в своё время с Игорем ФЕДЮКИНЫМ и Дмитрием ЛИВАНОВЫМ, думаю, есть возможность реализовать сейчас».