В рамках Всемирного дня правовой помощи детям юристы и специалисты фонда «Я – особенный» ответили на острые вопросы, касающиеся образования, жилищных проблем, и затронули тему парковочных мест для детей-инвалидов. Всего сотрудники обработали порядка 120 вопросов.
Больше всего родителей волновала тема образования. Например, многие интересовались, как получить тьютора (специалиста, который помогает особенным детям усваивать материал, социализироваться, оттачивать бытовые и учебные навыки), что делать, если директор принуждает перейти на домашнее обучение, и как быть, если школа отказывает в обучении ребёнку с ОВЗ. На втором месте – жилищные вопросы, льготы и алименты. Отдельный пласт – постановка диагнозов, оформление инвалидности и индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой прописано, какая помощь нужна ребёнку.
Были и совсем узконаправленные заявки. Женщина, которая воспитывает мальчика с аутизмом, поделилась такой историей. Она, её мама и двое детей, один из которых инвалид, живут в трёхкомнатной квартире мамы. Государство постановило выделить сыну женщины однокомнатную квартиру, но жить в ней семья не может – сыну нужна отдельная комната. Органы опеки настаивают, что сын-инвалид должен жить в своей квартире. В противном случае якобы семья лишает «ребёнка-инвалида отдельного жилья». «Но он никогда не сможет жить отдельно от меня. Можно ли что-нибудь сделать?» – написала мама.
Юристы пояснили, что сделки в отношении недвижимости граждан с ограниченными возможностями здоровья совершаются с участием уполномоченных государственных органов в целях защиты прав таких граждан, вместе с тем, независимо от права собственности, особенные дети не лишены возможности фактически проживать в другом жилом помещении.
Несколько вопросов коснулись парковочных мест. Родители жалуются, что не могут добиться наказания за стоянку машин в местах, предназначенных строго для инвалидов. Так, одна из участниц написала: «У нас возле дома размечены места для ТС со знаком «инвалид», но на них постоянно стоят машины без знака, и в реестре их тоже нет – я всегда проверяю. Пишу через сайт обращение в ГАИ, они регистрируют, через месяц примерно приходит письмо: «Приходите, пишите показания». Приезжаешь, пишешь, они создают дело, связываются с хозяином машины, а он говорит: «Это не я». И на этом всё заканчивается».
Нюанс, как объяснили юристы, заключается в том, что привлечение к административной ответственности действительно должно осуществляться уполномоченным должностным лицом ГИБДД. Фактически это не является гарантией того, что места будут использоваться только инвалидами. Однако! Для родителей выход есть. По закону, если речь идёт о придомовой территории, возможно оградить места для инвалидов после проведения общего собрания жильцов. Такая процедура прописана в Жилищном кодексе РФ. Нарушение правил остановки или стоянки в местах для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов влечёт за собой штраф – 5000 рублей согласно ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
Татьяна Сергеева, возглавляющая координационный совет по работе с инвалидами в Ревде, задала от имени родителей города много волнующих вопросов. Например, спросила у юристов, что делать, если чиновники не вписывают в документ ИППСУ, по которому можно получить социально-педагогическую помощь бесплатно, нужный объём услуг. Напомним, что эта тема является наболевшей у сотен родителей в области, ведь уже несколько месяцев чиновники жёстко ограничивают объём услуг.
Ответ юристов был такой: «Формирование ИППСУ производится с учётом обстоятельств жизни, семейно-бытовых условий, уровня дохода семьи и т.д. При наполнении ИППСУ услугами сотрудники министерства не вправе отступать от установленных нормативных показателей. Мнение человека о видах и объёме услуг также должно учитываться. Более того, мама вправе отказаться получать документ, который не удовлетворяет потребностям ребёнка. Однако чиновники нередко игнорируют это обстоятельство и не уведомляют родителей о таком праве.
Важно помнить, что закон на стороне получателя. В Свердловской области работу отделений соцполитики регулируют Приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 г. № 482 «Об утверждении стандартов социальных услуг», Приказ от 19 ноября 2015 года № 669 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области – управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании».
По словам руководителя юридического отдела Павла Акулова, акция выявила наиболее проблемные точки в сфере помощи особенным семьям. Одна из них – получение тьютора (специалиста, который помогает особенным детям усваивать материал). Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», детские сады, школы и другие образовательные организации должны создавать специальные условия для детей с ОВЗ.
Под такими условиями в том числе понимается помощь ассистента или тьютора. Такой специалист положен на 1-6 учащихся. Должность ассистента или тьютора вводится в штатное расписание руководителем детского сада/школы и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. Как правило, тьюторы нужны почти всем особенным детям, которые ходят в детский сад или школу. Но в большинстве образовательных детских организаций нередко возникают сложности с подбором такого специалиста.
Родители могут бесплатно получать правовую помощь в Фонде «Я особенный», если ребёнок оформлен в этой организации по индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ).
За последние два года, вопреки пандемии, коллектив фонда «Я особенный» запустил несколько мощных проектов
- «Выход на дом». По нему помощь специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, массажистов, нейропсихологов) буквально приходит в дом к семьям. Это позволяет экономить время, а детям заниматься без лишнего стресса из-за смены обстановки.
- «Навстречу счастью» («Психотерапия»). Здесь разбираются вопросы о принятии особенного ребёнка, выходе из сложных ситуаций, сохранении гармоничных отношений в семье.
- Курсы «Уверенная мама» и «Мама может всё». Первый – о выработке стержня, управлении эмоциями и конфликтами, успешной коммуникации. Второй – о тайм-менеджменте, способах дополнительного заработка, а также построении жизни без стресса и негатива.
- Запущено два курса «Супертьютор» и «ABA для обучения и развития». В их основе самая эффективная на сегодня обучающая ABA-методика для помощи особенным детям. Она показывает отличные результаты по всей планете.