Иван Гончаров интересуется: возможно ли суммирование стажа работы педагогических и медицинских работников в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости?
На вопрос отвечают специалисты Пенсионного фонда:
– Органы Пенсионного фонда РФ при определении права на досрочное пенсионное обеспечение наряду с нормами ныне действующего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ руководствуются также постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
В свете постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. правового регулирования.
К ранее действовавшим нормативно-правовым актам, регулировавшим сферу пенсионных правоотношений педагогических и медицинских работников, в частности, относится Постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
При назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 на основании Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» было возможно суммировать стаж работы педагогической и медицинской деятельности.
Учитывая изложенное, при включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы до 1 октября 1993 года в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем, являющимся приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (далее – Перечень № 1397, Постановление № 1397), возможно суммирование стажа работы педагогических и медицинских работников в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в рамках действия Постановления № 1397, при условии, что и педагогическая, и медицинская деятельность приходится на периоды до 01.10.1993 г. (Постановление № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года, а последующие нормативные акты не содержат норм о суммировании педагогической и медицинской деятельности).
Рассмотрим примеры.
Пример 1. Заявительница в период с 05.08.1986 г. по 12.03.1990 г. работала воспитателем яслей-сада (должность и учреждение предусмотрены разделом I Перечня № 1397). С 13.03.1990 г. по настоящее время работает медицинской сестрой в поликлинике медсанчасти (должность и учреждение предусмотрены разделом II Перечня № 1397).
Период работы в должности воспитателя в яслях-саду и период работы в должности медицинской сестры в поликлинике медсанчасти до 1 октября 1993 года могут быть просуммированы при назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности по пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Пример 2. Заявительница в период с 05.08.1986 г. по 01.11.1993 г. работала воспитателем яслей-сада, с 05.11.1993 г. в должности медицинской сестры городской больницы.
В связи с тем, что работа в должности медицинской сестры протекала после утраты действия Постановления № 1397 (после 1 октября 1993 года), то период работы в должности воспитателя в яслях-саду не может быть просуммирован с лечебной деятельностью. Для назначения досрочной трудовой пенсии медицинскому работнику по пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» продолжительность его стажа может складываться из периодов работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.