Наталья Владимировна Решетова – молодой, перспективный педагог (историк), директор лицея. Обаятельная женщина, успешный учитель, великолепный собеседник и цельная, интересная личность. Что примечательно: она по-настоящему привлекает к себе детей – наших современных, требовательных и капризных иногда подростков. Так говорят многие её коллеги, родители и сами дети. Это, согласитесь, вызывает интерес и уважение: ведь крутых учителей немало, а вот подростки – народ сложный, и достучаться до них непросто.
– Чем же Вы завоёвываете их души, Наталья Владимировна?
– Никогда не задумывалась. Наша молодёжь – глубокая, неординарная, ищущая себя и своё место в жизни. Полагаю, что взаимопонимания с современными подростками можно достичь, только уважая их, искренне интересуясь тем, что для них важно. Это могут быть совершенно разные вещи: отношения и переживания, жизненные планы, увлечения и, конечно же, книги.
– И Вы читаете те же книги, которые, в Вашем представлении, надо бы читать им?
– Стараюсь. Если ребёнок прочитал книгу, значит, он прожил историю, сопереживал героям, у него есть собственное отношение к описанным событиям. Особенно интересно обсуждать книги со старшеклассниками, когда на уроках истории мы изучаем события ХХ века, можно обращаться к прочитанным детьми произведениям, герои которых также живут в это время. Через литературные образы история и переживания героев осмысливаются.
Нас в этом смысле очень зацепил роман Евгения Замятина «Мы» (один из первых в мире романов-антиутопий, острая социальная и политическая сатира на своё время – 1930-е годы). А также роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Его нет в школьной программе, но ребята книгу прочли и были по-хорошему потрясены.
– Я слышала, среди старшеклассников часто звучат имя Рэя Брэдбери и его роман «451 градус по Фаренгейту».
– Рэй Брэдбери – один из любимых авторов у подростков. Несколько лет назад мы проводили опрос о том, какие книги старшеклассники включили бы в ТОП-10 мировой литературы. В десятке лидеров оказались не только великие классические русские произведения («Война и мир» Л.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.Достоевского), но и роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Книга эта о том, к чему мы придём, если уничтожим все книги. Книги как вековую историю, как истину, воплощение безграничной фантазии. Создадим пустой, серый мир, без эмоций, без мечтаний. Так живёт главный герой этой книги, пожарный, сжигающий книги.
Но вот он встречает девушку, которая открывает ему глаза на чудесный, красочный мир счастливых людей. И он берёт в руки книгу, чтобы прочесть. И обратно пути нет. Теперь он – сосуд знаний, хранитель истории. И они, наши дети, это принимают. Всё доказательно.
Хорошо, что детям близки эти переживания. Это даёт надежду, что и у книг, и у нас с вами есть будущее.
– Вы ведь пришли в педагогику из библиотеки?
– Да, я несколько лет проработала в школьной библиотеке. И до сих пор мне невероятно близка её атмосфера. Это был важный период в моей жизни, потому что я находилась среди всего того, что люблю.
Сегодня мы работаем над тем, чтобы сделать лицейскую библиотеку максимально современной. Благодаря победе во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» у нас появились средства на реализацию детских проектов, направленных на преобразование школьной среды. Родился совместный с детьми проект по модернизации библиотеки лицея.
Мы обсудили концепцию, уже провели работу по подбору мебели и оборудования. Это будут современные стеллажи, мягкие модули для комфортного чтения, ноутбуки. Хотим установить прозрачные двери, чтобы визуально открыть пространство и создать ощущение доступности.
Планируем купить электронные книги, пополнить фонд произведениями современных авторов, классикой. Хотим, чтобы дети могли читать книги, которых нет в домашней библиотеке.
Уверена, что ребята оценят такое преображение библиотеки и будут проводить там много времени. Они смогут реализовывать там разные идеи, как в нашем Open Space.
– В переводе с английского Open Space – открытое пространство. Чему же оно открыто?
– Новым людям, новым идеям, новым технологиям. Пространство изначально спроектировано так, чтобы здесь было как можно меньше помещений, а стены в большинстве своём – стеклянные, позволяющие раскрепоститься чисто визуально, увидеть перспективу. Мы постарались всё устроить так, чтобы дети могли пробовать себя в разных видах деятельности, проявить свои способности, обрести возможность общаться, учиться новому, работать и отдыхать.
Пространство оборудовано многофункциональной мобильной мебелью. Оно легко трансформируется для различных мероприятий и форматов работы. Учитель здесь может организовывать и проводить любое образовательное событие, а дети могут моделировать любую идею, участвовать в сетевых событиях и просто попить чай и пообщаться друг с другом. Рабочая творческая атмосфера, современная и живая.
Наша главная задача – привлечь в это пространство как можно больше детей, учителей, родителей, не только лицея, но и других школ. И не только в урочное время, но и в вечернее. У нас уже есть опыт проведения стендовой защиты одновременно 40 индивидуальных проектов, сетевых событий с участием более 250 детей из 17 городов проекта «Школа Росатома».
Собственно, это пространство и появилось благодаря победе в Конкурсе школ, внедряющих сетевые стандарты «Школы Росатома» в условиях введения ФГОС основного и среднего общего образования проекта в 2017 году. При поддержке руководства города, комбината «Электрохимприбор», на условиях софинансирования местного бюджета и целевых средств «Школы Росатома» в лицее реализован трёхлетний проект по созданию интерактивного современного высокотехнологичного свободного пространства.
Опыт показал, что такая среда необходима и детям, и взрослым. Сейчас мы уже не представляем себе лицей без нашего Open Space.
Какими бы методами мы ни привлекали детей к книге, они все действенны и перспективны. Почему? Да потому что, читая книги вместе с детьми, проживая вместе с ними важные события, реализуя совместные идеи, мы соединяем грани возможного. Грани всего того, что в ребёнке уже есть от рождения. Надо только подтолкнуть незримые, хрупкие потоки любознательности, поиска истины и справедливости, нежные грани добра и чистоты. Вот и станет тогда книга тем, что навсегда. Вот и найдём тогда подход к сложной подростковой душе. А для себя – новые возможности взаимопонимания.