«…Благодарю вас за отличный пример профессионализма, ответственности и преданности своему делу, за весомый вклад в развитие Свердловской области и России…» – с этих слов губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев начал торжественную церемонию вручения государственных наград Российской Федерации и региональных знаков отличия лучшим уральцам. Среди них – учитель математики средней школы № 64 Наталья Владимировна Потапёнок, которой вручено свидетельство о присвоении почётного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В 64 школе Наталья Владимировна стала третьим заслуженным учителем России, приняв эстафету от В.Бушина и В.Кукушиной. У каждого из них свои слагаемые формулы успеха, свои, но, очевидно, что для достижения желаемой цели в жизни необходимы определённые условия, без которых никакая формула не приведёт к триумфу. В первую очередь, это среда, в которой рождаются и воплощаются в реальность самые смелые замыслы и передовые идеи.
Главное – не стоять на месте
С начала 90-х педагогическая деятельность Натальи Владимировны неразрывно связана с нашим городом, со школой № 64. В образовательных учреждениях Лесного, благодаря администрации города, Управлению образования, созданы необходимые условия и осуществляется профессиональное сопровождение лучших инноваций в образовании.
В 64-й школе в течение многих лет успешно внедряется всё новое, современное, востребованное временем. Лучшие традиции школы, её неповторимая атмосфера заложены многоуважаемыми ветеранами под руководством почётного гражданина города В.Бушина: информатизация, профилизация, раннее изучение иностранного языка, краеведение, патриотическое воспитание… Сегодня педагогический коллектив школы, более 10 лет возглавляемый Т.Потаповой, почётным работником общего образования, реализует новые инновационные проекты. «Я благодарна судьбе, что работаю в дружном коллективе единомышленников, где каждый – профессионал своего дела», – замечает Наталья Владимировна. 64 школа – это пространство роста всех, кто учит и кто учится, одно из слагаемых формулы успеха.
При поддержке и участии коллег-педагогов: Г.Варенцовой, Н.Синицыной, С.Казаковой, И.Лущаевой, И.Костиной, В.Денисова, И.Зыряновой – Наталья Владимировна активно занималась социальным проектированием, математическим моделированием, организовала работу школьного научного общества, участвовала в создании городской программы для одарённых детей «ТРУД», курировала работу математической школы для подготовки старшеклассников в вузы.
В начале 2000-х Наталья Владимировна начала преподавать математику в ТИ НИЯУ МИФИ, получила второе высшее образование, начала освоение дистанционных технологий. Сегодня она активный участник педагогических вебинаров, форумов, интернет-сообществ, ведёт свой информационный блог для педагогов, детей и родителей, осваивает оргтехнику нового поколения, робототехнику. Свой педагогический опыт Наталья Владимировна успешно представляет профессиональному сообществу. Она – победитель конкурсов лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», «Школа Росатома».
Глубина знаний – вот главное условие для профессионала
Главная цель всей педагогической деятельности учителя, как говорит сама Наталья Владимировна, – не обладание высокими почётными регалиями, а «глубина знаний того предмета, который преподаёшь». При этом особенность учителя-профессионала – в совместном «проживании» этих знаний. «Нужно увлечь своего ученика учебным предметом так, чтобы у него появилось желание самому открыть новые вершины».
Когда Наталья Потапёнок поступала в Сыктывкарский государственный университет и осваивала «небесную механику», просчитывая, например, что такое кольца Сатурна, она и не подозревала о том, что делом жизни для неё станет преподавание. «Это уже потом, когда я вышла замуж за военного офицера, всё «приземлилось», – говорит Наталья Владимировна. И вот уже по примеру мамы и тёти, учителей русского языка и литературы, она более 30 лет работает в школе. «Учителя математики были востребованы везде, где бы ни находилась наша военная семья», – вспоминает Наталья Владимировна.
Инженерная школа – наше будущее
Наталья Владимировна всегда идёт в ногу со временем. Второй год воспитанники школы 64 под руководством Н.Потапенок, Д.Сизикова, С.Лапиной демонстрируют высокие результаты на всероссийских научно-практических конференциях и инженерных выставках.
– Первой ласточкой «инженерного образования» нового поколения стал Дмитрий Орлов, который разработал прибор для преобразования вращательного движения в поступательное, – рассказывает Наталья Владимировна. – Он стал победителем в конкурсе инженерных работ в Москве, затем в составе делегации Свердловской области участвовал в первой научно-практической конференции «Будущие интеллектуальные лидеры России» в Ярославле. Сейчас Дмитрий – студент одного из московских технических вузов. Проект Александра Совкина, ученика 9 класса, об устройстве по высверливанию квадратных отверстий при помощи треугольника Рёло, отмечен уже на четырёх всероссийских конкурсах научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ учащихся. В декабре 2014 года работа Никиты Коленкина, ученика 9 класса, по разработке модели конических сечений также удостоена диплома I степени. В своей авторской разработке «Трисектор» Сергей Горбатовский, ученик 8 класса, на очередном российском конкурсе в Москве представил возможность деления угла на три равные части. Все ребята являются лауреатами городской детской церемонии «Успех года».
Кстати За 65-летнюю историю системы образования Лесного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» был удостоен 21 педагог. Сейчас в школах города работает пять – М.Горкина, В.Дементьева, В.Журавлёва, Л.Тетерина, Н.Потапёнок.
|
Конечно, работа над любым техническим проектом – труд целого коллектива единомышленников, труд кропотливый, требующий индивидуального подхода, большой поддержки родителей, специалистов в области инженерных наук. Наталья Владимировна признаётся, что сегодня учителям не хватает инженерных знаний, благодарит руководителей и специалистов комбината «Электрохимприбор», преподавателей высшей школы ТИ НИЯУ МИФИ и выражает надежду на дальнейшую поддержку детских проектов. Это ведь очевидно, те, кто в школьные годы занимаются проектной деятельностью и техническим творчеством, обязательно выберут делом своей жизни инженерную стезю.
Интерес начинается с удивления
Продолжая разговор с Натальей Владимировной Потапёнок, заслуженным учителем Российской Федерации, я задаю вопрос:
– Легко ли увлечь старшеклассников проектированием, созданием технических разработок?
– Действительно, это проблематично. Сейчас обучение больше нацелено на результат ЕГЭ. Происходит «натаскивание» детей на уверенное прохождение государственной итоговой аттестации. Получается, что общее восприятие учебной дисциплины, не только математики, но и любой другой, порой теряется. Если раньше учителя старались рассказать ребятам какие-то интересные факты, в том числе из истории учебного предмета, то теперь сделать это в рамках урока проблематично из-за нехватки времени. Но всё же существует реальная возможность зародить в учениках исследовательский интерес к различным явлениям окружающей среды: первый, – поясняет Наталья Владимировна, – участие в образовательных программах по поддержке талантливых детей: «Школа Росатома», «Роснано» и др.; денежные поощрения: стипендия главы города, премии губернатора Свердловской области, Президента РФ. Значимо для учеников общественное признание их успехов на городских церемониях: «Выше радуги», «Успех года». Второй подход – удивление. И он напрямую зависит от таланта педагога. Об этом писал ещё Аристотель: «Любой интерес начинается с удивления». Потом следует долгий процесс узнавания. И последнее – это «делание» – практическая деятельность, когда все изучаемые процессы становятся зримыми, ясными, реальными.
Успех складывается из успешности учеников
Мечты воплощаются, а вместе с ними приходит признание: сегодня 15 выпускников Натальи Владимировны работают в образовательных учреждениях города и области. Причём, как и их наставник, они учатся и совершенствуются постоянно, готовы воспринимать новое и воплощать в жизнь самые смелые замыслы. Как шутит Наталья Владимировна, «уйти на пенсию можно спокойно – есть кому передать дело жизни».
Сложите все эти слагаемые, и вот она – формула успеха!
Послесловие
Беседуя с этим интересным человеком, невольно задумываешься: а ведь успех отдельно взятого учителя – это коллективный успех всей системы образования. Он приходит к тому, кто сам идёт ему навстречу, уверенно, упорно и целеустремлённо! «От всей души желаю своим коллегам добиваться успеха, тем более что для этого в школе и в городе созданы все необходимые условия», – говорит Н.Потапёнок.