Как иногда полезно пройтись по продуктовым магазинам и посмотреть – что почём. И не так, набегом, похватав наскоро товары по акциям – надо, не надо, – а медленно, с чувством, с толком, с расстановкой. Сколько ненужных пакетов я вернула из корзины на витрины, пока обходила зал за залом сетевых магазинов, знакомясь с ценами, иными из которых я раньше даже не интересовалась.
Пары дней было достаточно, чтобы пройтись в Лесном по сетевым магазинам по заданию редакции и изучить ситуацию с дефицитом продуктов и ценами. Почему только – сети? Потому что частным предпринимателям государство, как я понимаю, не указ, когда речь идёт о сдерживании цен на продукты: всегда найдётся объективное объяснение, казалось бы, необъяснимого подорожания – то поставщик взвинтил закупочные цены, то доставка подорожала, то аренда помещения. В конце концов, предприниматель крутится, как умеет, ему надо выживать в условиях бешеной конкуренции с торговыми сетями. Хотя…
А вот на наши торговые сети правительство всё-таки пытается найти управу, ведь здесь не всегда «прокатывают» аргументы частника. Так, правительство Свердловской области по поручению губернатора Евгения Куйвашева постоянно контролирует ситуацию с запасами товаров первой необходимости на складах, оптовых базах, а также с ценами в торговых сетях.
Но, как ни крути, человеческая психология сильнее логики. Те, кто ещё помнит лихие 1990-е годы с пустыми прилавками магазинов, или те, кто пару лет назад поддался ажиотажу во время введения в стране локдауна, сегодня остаются в своём репертуаре. И вот вам, пожалуйста, искусственно созданный дефицит – слава Богу, только сахара.
– Сами покупатели создали панику неизвестно на чём, – поясняет Андрей Косотуров, администратор магазина «Пятёрочка». – Насколько я знаю, в России сахара предостаточно. Вот сегодня был приход товара – сахар буквально за два часа расхватали. Люди брали по 10-15 кг. Думаю, только поэтому цену на него поднимают. То же самое мы наблюдали и во время первой волны коронавируса: склады с гречкой, сахаром, солью, туалетной бумагой враз опустели. В результате люди сами создали кризисную ситуацию и проблемы для себя. Сейчас не только нашей сети пришлось на время ввести ограничения на продажу – в одни руки определённый вес. Хотя причин для беспокойства я не вижу, ведь практически все наши продукты производятся в России. На место ушедших с рынка производителей придут другие, при нулевой конкуренции всегда найдутся люди, которые возьмут эту долю рынка, чтобы получать доход. Опустевшую нишу всегда есть кем заполнить, особенно если образуется дефицит. А покупателей я прошу не паниковать: вся продукция, в том числе и сахар, приходит в магазины с каждой поставкой. Социально значимые группы товара подорожали не сильно.
Сами продавцы, по словам Андрея, особого повышения цен не замечают: всегда одни повышаются, другие понижаются. Рыбные консервы могли подорожать из-за импорта, например, сырья. Работники торгового зала «Монетки» тоже утверждают, что у них цены не растут, даже на алкоголь. Сахар тоже разбирают влёт. В «Магните» – «всё как у всех». И полки с сахаром пустеют сразу, как его привозят. И в «Кировском» никакой паники.
– А что, нельзя разве выкладывать не сразу весь товар с утра, а делить хотя бы и на вечер? – спрашивает молодой человек Виктор М. Он с работы на комбинате «ЭХП» приходит поздно. Сахар берёт только для чая – килограмма хватает надолго. А тут который день не может купить даже рафинада.
Итак, проверенный метод: аннулировать дефицит, как это ни грустно, поможет, как и в прошлый раз, только рост цен на товар. В екатеринбургском гипермаркете «Сима-ленд», например, решили по-особому ограничить число пачек сахара, которые может купить один покупатель. Если в розницу килограмм рафинада будет стоить 139 рублей, то при покупке больше четырёх пачек стоимость каждой увеличится до 200 рублей.
Только вот на какой цифре мы остановимся, прежде чем пополним свои запасы, например, сахара? А потом, как и прежде, прилавки заполнятся «белым золотом», ценники снова снизятся, и консервирование садово-огородной продукции, как и в прошлом заготовительном сезоне, пройдёт у людей на ура. Нахватались в прошлый раз и гречки. Должны были наесться.
И всё-таки. Давайте посмотрим правде в глаза. Как бы ни утверждали руководители сетей, что рост цен идёт естественным путём, как бы ни пытались закрыть наши глаза на него, моё мнение, на многие ценники смотришь не просто с недоумением, но с возмущением. Разве можно, например, назвать реальной цену на тушёнку (319,99 рублей) и сгущёнку (119,99 рублей)? А масло подсолнечное дорожает с каждым днём: например, цена в «Красном и белом» сначала поднялась до 112 рублей, на другой день та же бутылка уже стоила 119, а что будет завтра? Правда, по информации от работников этой сети, в её магазинах подорожало всё, кроме некоторых наименований бакалеи.
Надо отдать должное сети «Светофор»: цены там мужественно удерживаются на прежнем уровне. Правда, вечерами возле магазина машину негде припарковать – люди заезжают с работы. Но и здесь очереди не задерживаются.
– Если не хотите брать тушёнку по 319 рублей, есть ведь консервы и других фирм, – советует директор другого магазина «Пятёрочка» Елена Летягина, считающая, что цены на продукты в их магазине особо не поднялись, – не менее вкусные и тоже наши. Всегда есть альтернатива. Продуктов у нас, в том числе и первой необходимости, в изобилии, машины подвозят регулярно и вовремя. Цены на собственную торговую марку всегда низкие, постоянно действуют акции. Когда приходят новые цены, переоценку делаем как на повышение, так и на понижение. 40% товара, как правило, на понижение. Потом – наоборот, что поднимали – то опускаем. Резких скачков цен, зависящих от обстановки в стране, нет – рубль-два особой роли не играют. Если снизится оборот какого-то товара, например, импортного поставщика, потребитель этого даже не заметит: его сразу же заменит наша фирма.
А между тем цены растут. Практически во всех сетях если цена картофеля варьируется от 38 рублей до 100 рублей и выше, и морковь пока держится в рамках, то цена на остальные овощи и фрукты взлетела. Увы, рынку не скажешь – стоп! Так что ждём местных урожаев. Тогда и в магазинах цены, надеюсь, упадут. И перестанут соревноваться с нашими зарплатами и пенсиями.
Ну а в общем, народ ко всему относится с пониманием. Сегодня время такое: есть люди, которым живётся труднее. Татьяна П., набирая в магазине фруктов поштучно, вспоминает время, когда зимой о свежих огурцах и помидорах даже не мечтали. Хорошо, если к 8 Марта дома запахнет окрошечкой!
Сергей З., достаточно пожилой мужчина, которому, казалось бы, больше всех должна не нравиться сегодняшняя ситуация, говорит:
– А чего обижаться-то? В советские времена, когда на рубль умудрялись набрать и колбасы, и хлеба, и молока, мы желали себе: пусть бы в магазинах было всего и побольше, хоть и дорого. Так и случилось. Зато сегодня нет-нет да побалую себя деликатесом.
Это Екатеринбург последние дни лихорадит от очередей и цен, улетающих в космос. В сетях и СМИ не перестают появляться фото шокирующих ценников, одни люди возмущаются из-за пустых полок, другие уверены, что сходить с ума незачем и не из-за чего.
Ну а о тех, кто сегодня неоправданно загибает цены на продукты, пользуясь общей ситуацией в стране, правительство обещает «позаботиться»: вчера по телевидению экономические политики на вопрос из народа, почему сегодня булка чёрного подорожала, а назавтра ещё больше стоит, а сайки вообще золотые, ответили:
– Мы уже много раз переживали экономические дрязги. Как только установится курс, будет понятно, где настоящая цена этого чёрного, которую поймать пока не можем. Но мы это сделаем.
У правительства есть полномочия по регулированию цен на продукты питания, и не исключено, что ему придётся ими воспользоваться.
ФАС России ведёт мониторинг в отношении всей товаропроводящей цепочки – от производителя до торговых сетей. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства служба незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений до возбуждения антимонопольных дел. «Горячие линии», с помощью которых граждане могут сообщать о фактах завышения цен не только на продукты в магазинах сетевой торговли, но и на другие товары и услуги, действуют на сайтах всех территориальных управлений службы.
Так что давайте радоваться тому, что у нас в магазинах есть всё, в том числе и акции на товар. Нет очередей и ажиотажа. Производства пищевой промышленности не останавливаются, а то и развиваются. Давайте не будем обогащать тех, кто через соцсети продаёт сахар по бешеным ценам. И будем верить, что чехарда с ценами прекратится. Ведь всё под контролем. Выдержка – оборотная сторона стремительности.
Местные органы самоуправления, в силу законодательства, не могут влиять на ценовую политику, в том числе в сетевых магазинах. Но, как нам пояснили в комитете экономического развития, торговли и услуг администрации ГО «Город Лесной», руководство города в лице комитета проводит мониторинги цен на товары первой необходимости и так называемой социальной группы в постоянном режиме, изучая ассортимент и объёмы позиций поставляемых товаров, а также ценовую динамику.
Данная информация направляется в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, которое взаимодействует в свою очередь с управлением ФАС и правоохранительными органами.