Сколько поработаешь, столько на пенсии пожнёшь

Ю.Саяпин

Ю.СаяпинБольше стаж — больше пенсия — таков лейтмотив новой пенсионной реформы «О стратегии развития пенсионной системы до 2030 года». Её презентация состоялась 3 октября в режиме видеоконференции (в Лесном отделении УПФР) под руководством председателя Пенсионного фонда Российской Федерации Антона Дроздова.

Разумеется, ещё необходимо общественное обсуждение концепции развития пенсионной системы с тем, чтобы скорректировать по его итогам документ и внести соответствующие законопроекты в Госдуму до 15 декабря текущего года. Прошедшая же видеоконференция — как раз и есть одна из форм массового обсуждения изменений, вносимых в пенсионную систему, ведь в её обсуждении приняли участие представители около двадцати регионов страны. И задавали они свои вопросы статс-секретарю, заместителю министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Пудову, Председателю Правления Пенсионного фонда РФ А.Дроздову.

Надо сказать, главные аспекты реформы были проговорены предварительно и в СМИ, и в Интернете, поэтому свой материал я начала с этой, основной из них — «СТАЖНОЙ» СОСТАВЛЯЮЩЕЙ нашей пенсии. Ведь, согласитесь, очень многих и давно удивляет существующий сейчас диссонанс: отработал человек в жизни всего пять лет — получает пенсию, соразмерную той, что получает человек, отработавший 30-40 лет. Где справедливость? В проекте же предполагается, что гражданин, отработавший 40 лет нормативного стажа, может со временем претендовать на пенсию в 40% своего среднего заработка. Поработал же пятнадцать-двадцать лет — получи к старости пенсию меньше. Вот этот, справедливый момент как-то сразу импонирует и притягивает внимание.

Забегая вперёд, скажу также и о том, что второй немаловажной мыслью реформы является твёрдое решение правительства НЕ УВЕЛИЧИВАТЬ ОБЩЕУСТАНОВЛЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ ГРАЖДАН, который составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Несмотря на грядущие изменения и без того более высокого, чем в России, пенсионного возраста в странах Европы и поднявшийся вокруг этого шум, Россия твёрдо держится на старых позициях, оставаясь страной с самым низким установочным пенсионным возрастом своих граждан.

И этому есть объяснение: во-первых, продолжительность жизни россиян на 10 лет меньше европейской, и наработанные людьми взносы в пенсионную систему, бывает, не используются сполна. У нас и более высокая смертность среди мужчин предпенсионного и пенсионного возраста, больше и льготных категорий работающих, уходящих раньше на пенсию.

Добавлю: и никакого завуалированного в документах повышения пенсионного возраста тоже не будет. Хотя до конца непонятно, будет ли выгодно человеку, достигшему пенсионного возраста, трудиться дальше? Или лучше согласиться на 40% заработка и уйти на заслуженный отдых? Тогда как же быть с призывом правительства: сполна использовать на благо страны опыт и знания пенсионеров?! Будет ли интерес у того же пенсионера, допустим, работая 2-3 года, не получать пенсионные деньги, а, прекратив работу, получить и пенсию, и добавку к ней? Какой размер у этой добавки? И ещё: как новое пенсионное правило — «40 — 20 — 40 — 20», фактически полностью меняющее существующую пенсионную систему, повлияет на пенсию женщин, рожающих и воспитывающих детей и не могущих, в связи с этим обстоятельством, отработать даже тридцатилетний стаж? Стоит ли учиться в институте, аспирантуре, служить в армии? Словно гром среди ясного неба прозвучала и мысль об отказе от накопительной части пенсии, так как эти сбережения, якобы, сами по себе обесцениваются, стало быть, не стоит их и заводить.

Так вот, предполагается, что «Стратегия развития пенсионной реформы» постарается учесть все вопросы, в том числе и касающиеся «гендерных» проблем начисления пенсий. Реформа обещает решить вопрос и с теми, кто вышел на пенсию ДОСРОЧНО. Сейчас, по сути, эти выплаты делают те, кто выходит на пенсию в общеустановленные сроки, то есть — мы с вами, поскольку пенсия «досрочников» не обеспечена финансовыми источниками, а работодатель не несёт дополнительных расходов, в связи с наличием «вредных» рабочих мест. Вот реформа и должна стабилизировать весь этот процесс — в России, кстати сказать, 3 миллиона человек получают досрочную пенсию и работают. В качестве мер планируется, например, ввести дополнительный тариф для работодателей, чьи работники трудятся во «вредных» условиях, тем самым, возможно, подтолкнуть работодателей к улучшению этих самых условий в будущем. Опять же: не превратится ли это в «окошмаривание» бизнеса предпринимателей, в частных фирмах которых будут работать такие будущие пенсионеры (пусть даже и во вредных условиях)?

Почему возникает такой вопрос? Да потому, что сама концепция предлагаемой реформы предполагает, согласно проекту, ввести ТРЁХУРОВНЕВУЮ МОДЕЛЬ пенсионной системы.

ПЕРВЫЙ её уровень составляет государственная пенсия, которая формируется за счёт страховых взносов и трансфертов федерального бюджета. Этот уровень должен обеспечить при нормативном страховом стаже размер пенсии, замещающий до 40% утраченного заработка. ВТОРОЙ уровень составляет корпоративная пенсия, которая будет формироваться работодателями на основании индивидуальных и коллективных договоров. Корпоративная пенсия составляет до 15% от утраченного заработка. И вот тут-то очень важно, как поведут себя работодатели. ТРЕТИЙ уровень — это частная пенсия, взносы которой гражданин уплачивает самостоятельно. Этот уровень может дать до 5% утраченного заработка. Причём, чем дольше работаешь и чем активнее участвуешь в различных накопительных программах, тем больше вероятности заработать 70 %-ю пенсию.

Руководителями Пенсионного фонда было на конференции отмечено, что при наличии стажа не менее 40 лет и систематической уплате работодателем страховых взносов в ПФР в размере 20% , человек сможет получать пенсию в размере 40% от среднего заработка в течение 20 лет. При этом, несмотря на установленный срок (20 лет), пенсия будет БЕССРОЧНОЙ. Всё это, по мнению ПФР, поможет сохранить темпы роста размера пенсий, а результат будет ощутим уже к 2020 году. К таким выводам позволяют прийти цифры: средний размер пенсии по старости в России составляет 9,7 тысячи рублей, что в 2,7 раза выше, чем в 2002 году.

Подведём черту: в качестве основных провозглашены следующие ЗАДАЧИ грядущего реформирования пенсионной системы: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения, её финансовая устойчивость, сбалансированность, удержание на приемлемом уровне страховой нагрузки на экономику страны. Ведь начата реформа не случайно. К ней привели: огромный дефицит ПФР, исчисляемый уже более чем двумя триллионами рублей (и уровень пенсий, как сказал А.Дроздов, будет в дальнейшем падать, если не принять какие-то меры, так как к 2028 году количество работающих в нашей стране и количество пенсионеров сравняется), а также отсутствие других страховых источников, финансовая и организационная несбалансированность, отсутствие института формирования досрочных пенсий.

— Поймите, мы не отменяем накопительного компонента трудовой пенсии, мы просто переводим его в более гибкий формат, который позволит получать большую доходность, — сказал на видеоконференции А.Дроздов, отвечая на тревожные вопросы по поводу того, что будет с пенсионными накоплениями граждан? — Пенсионные накопления, уже сделанные гражданами РФ, остаются им, ни в коем случае не изымаются, а лишь реформируются, государство устанавливает надзор и контроль за рынком этих средств. Пенсионные права, которые были у людей в этой пенсионной системе, остаются. За счёт пенсионных накоплений не будут принижаться и права тех, кто остался в солидарной системе.

Вообще, вопросы на видеоконференции прозвучали очень интересные. «Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного страхования не оправдала себя?» — на этот вопрос прозвучал ответ: «Большой урон принёс экономический кризис, пришедшийся на эти годы»; «Что будет с программой софинансирования пенсий? Есть ли смысл в неё вступать теперь?» — ответ: «Будут предложены другие, более эффективные программы». «Пересмотрят ли списки вредных и опасных производств?» -ответили: «Нет, но рабочие места будут переаттестовываться, в связи с техническим прогрессом, автоматически улучшившим многие условия работы». «Планируется ли ужесточение ответственности за неуплату страховых взносов по ОПС» — «Планируется расширение полномочий для специалистов органов контроля (ПФР), осуществляющих учёт поступающих взносов от работодателей». «Если Стратегия будет принята и реализована, люди какого возраста первыми ощутят на себе её позитивные результаты?» — ответ: «Лица, которые вышли на работу после 2003 года». «Предусматривает ли стратегия сохранение льгот по досрочному назначению пенсий с учётом стажа в районах Крайнего Севера?» ответ: «Сначала государство должно определиться в следующем условии: только ли работать для этого нужно на Крайнем Севере, или работать и жить? Пока льготы остаются и районный коэффициент тоже пересматриваться не будет». «Каким образом определяется «социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения, о котором идёт речь в стратегии?» — ответ: «За основу во всех аспектах взяты международные стандарты».

Прозвучали и заявления типа: «Нынешние проблемы, дискредитировавшие накопительную часть пенсионной системы, никуда ведь не денутся, когда деньги в УК и НПФ будут поступать через корпоративные пенсионные системы!» и «Есть мнение, что если самозанятому населению (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам) увеличить тариф страхового взноса, люди уйдут в тень» — к вопросу об «окошмаривании» бизнеса (помните?).

В унисон сомневающимся хочется спросить: к скольким годам придёт человек, отработавший в режиме «без отрыва от производства» да ещё с учётом нестраховых периодов (учёба в вузе, аспирантуре, декретный отпуск)? Считаем сами, и получается: к 67-69 годам. В таком случае трудовую пенсию вполне можно назвать «пенсией по смерти», поскольку очевидно, что лишь немногие счастливчики смогут подержать в руках к этому времени вожделенные 40% среднего заработка.

И вот на эту тему буквально взорвалось всё Интернет-сообщество. Люди пишут о том, что если лукавые планы Минтруда воплотятся в реальность, то станут эти планы настоящим тормозом в деле перевода экономики России на инновационные рельсы. Поскольку требование 40-летнего стажа будет демотивировать граждан на получение высшего образования и повышение профессиональной квалификации. То же самое касается и перспектив выбраться из демографического тупика, из ямы безработицы.

— Решить проблему дефицита ПФР невозможно путём латания пресловутого «тришкиного кафтана», чем сейчас занимаются наши власти под видом так называемой «пенсионной» реформы, -сказал известный экономический публицист Андрей Паршев. — Этого можно достичь лишь путём форсированного экономического развития РФ. Прибавочный продукт, который образуется в нашей экономике, должен идти на её развитие, а не оставаться в большинстве своём в распоряжении олигархов, выводящих его в оффшоры.

Центральные телевизионные каналы, обсуждая стратегию реформы и предлагая в репортажах отрывки самых диаметральных мнений экспертов и обозревателей, прямые и резкие выводы, тем не менее, делать не спешат. Почти все сошлись на мнении, что новая пенсионная реформа носит рамочный характер и пока представляет собой документ для обсуждения, но никак не для реализации. Подождём, что будет дальше.

Предыдущая статья«Внимание всем!»
Следующая статья«Пусть сердце смеётся, пусть сердце танцует!»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя