Новый закон о местном самоуправлении вступает в силу с 19 июня. Он детально прописывает систему самой близкой к народу власти – местной. Главная цель – сделать власть на муниципальном уровне более эффективной.

Важный момент: система становится гибкой. Не будет единой схемы, по которой должна выстраиваться власть во всех регионах. Наоборот, каждый регион сможет выбрать, какую модель для местного самоуправления установить.

Есть два варианта. Первый: регионы смогут сохранить двухуровневую систему местного самоуправления. В таком случае там продолжат действовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения. Второй вариант: перейти на одноуровневую систему. Тогда бывший сельсовет станет филиалом районной администрации.

Решать, какую именно систему выбрать, региональные власти будут с учётом мнения людей и сложившихся традиций. Главное, что закон детально прописывает полномочия властей разного уровня, кто чем должен заниматься.

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что для людей не важно, какой уровень власти отвечает за то, что будут построены дома, отремонтированы дороги, обеспечены местами в детских садах дети и так далее. Главное, чтобы всё работало и жизнь становилась комфортной.

«На муниципальном уровне должны оставаться те полномочия, с которыми органы местного самоуправления могут справляться и на которые у них достаточно средств в местном бюджете, – говорит Крашенинников. – Принцип единства системы публичной власти – это далеко не пустой звук, он предполагает согласованную работу всех уровней власти как единого целого».

Какую бы систему в регионах ни приняли, массового увольнения чиновников из сельсоветов быть не должно. Для оперативного решения задач местного самоуправления предусматривается возможность создания территориальных органов местной администрации, а в случае перехода на одноуровневую систему должны быть в обязательном порядке созданы территориальные органы местной администрации, куда на работу может перейти сложившийся и опытный кадровый состав с сохранением уровня гарантий не ниже имевшегося.

Иными словами, в ходе реформы старые органы власти могут стать по сути филиалами новых местных администраций. Таким образом и ценные кадры сохранятся, и местная власть не удалится от народа.

Введено четыре способа избрания главы муниципального образования.

«Первый вариант – мэр избирается на муниципальных выборах. Второй – представительным органом из числа депутатов. Третий – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ. И четвёртый – почти как третий, но из числа представленных конкурсной комиссией», – объясняет Крашенинников.

Острый вопрос, который часто задают эксперты: не окажутся ли при новых правилах мэры в слишком большой зависимости от губернаторов? Ведь мэр, прежде всего, должен думать о том, как сделать лучше народу, а не о том, как угодить губернатору.

По словам Крашенинникова, в законе чётко прописаны полномочия, которые переданы мэру, ответственность за их исполнение и процедура, как можно его отстранять от должности – в каких случаях и так далее. Правила должны служить защитой честному мэру.

«Это прозрачная система, она как раз позволяет говорить о том, что здесь волюнтаризма будет значительно меньше. Нравится мэр губернатору или нет, судьба главы города должна всегда лежать в плоскости закона», – подчёркивает Крашенинников.

Ещё один важный момент. Закон предусматривает только три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения.

Владислав КУЛИКОВ.
«РГ»

Предыдущая статьяИстория в руках
Следующая статьяКак изменится жизнь россиян с 1 июня: пенсии, налоги на переводы, ограничения по наличным и SIM-картам

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя