Часто в водовороте повседневной суеты мы с трудом припоминаем детали собственной жизни. Страницы же истории Отечества и вовсе для многих подёрнулись дымкой забвения. Потому многие праздники, посвящённые этим страницам, становятся для нас просто «красными днями календаря». На вопрос: «Какой сегодня праздник?» – самый частый ответ – «Выходной». И это очень несправедливо. Давайте же совершим небольшую экскурсию в прошлое России, которым можно и должно гордиться.
4 ноября в России отмечают два неразрывно связанных между собой праздника: День народного единства – память о событиях 1612 года, когда народное ополчение освободило Москву от польских интервентов, и День Казанской иконы Божией Матери, одного из самых почитаемых образов в Русской Православной Церкви.
ТЁМНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ
Настоятель храма святителя Николая в посёлке Ёлкино протоиерей Александр Кузнецов – искренний любитель русской истории. Он и напомнил об истории праздника, который мы будем отмечать в ближайший вторник.
«Корни этого праздника уходят в начало XVII века, в разгар Смутного времени, – рассказывает отец Александр. – Россия тогда оказалась на грани гибели. После смерти царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в 1598 году пресеклась древняя династия Рюриковичей. В стране началась жестокая борьба за власть: бояре плели интриги, на престол один за другим стремились самозванцы, а неурожайные годы обрушили на народ голод и отчаяние. В стране наступили хаос и разруха».
К 1610 году власть в Москве перешла к «семибоярщине» – правительству из семи самых знатных бояр. Однако справиться с анархией, охватившей страну, они оказались не в силах. Под стенами столицы стояло войско очередного самозванца – Лжедмитрия II, а внутри царили страх и раздор. Не придумав ничего лучшего, бояре присягнули на верность королевичу Владиславу, сыну польского короля Сигизмунда III, надеясь, что его власть восстановит порядок.
Было, правда, у бояр одно условие – Владислав должен принять православие, но, конечно же, оно не было выполнено – ни королевич, ни его отец не собирались менять веру. Москву без боя сдали польско-литовским войскам, Кремль, сердце русской державы, стал резиденцией чужеземцев. Поляки заняли и Китай-город, Белый город, Новодевичий монастырь. В столице и Новгороде начали чеканить монеты с надписью: «Господарь и Великий князь Владислав Жигимонтович Всея Руси».
На два долгих года Москва оказалась под властью иноземцев.
НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО И ВЕРА
«Именно в это мрачное время народное единство и вера стали теми силами, которые спасли Россию от окончательного падения, – продолжает батюшка. – Для многих русских людей приход поляков в Москву был не восстановлением порядка, а настоящей оккупацией».
Уже весной 1611 года под стены столицы подошли казачьи отряды под предводительством князя Дмитрия Трубецкого и начали осаду. Польский гарнизон, запертый в Кремле, вскоре оказался в тяжелейшем положении – запасы продовольствия иссякли, начался голод. Он стал главным врагом оккупантов: сначала съели лошадей, потом собак, кошек, крыс… Дошло даже до людоедства.
Поворот событий наступил осенью 1612 года, когда под Москву прибыло Второе народное ополчение, собранное нижегородским земским старостой Кузьмой Мининым и возглавленное князем Дмитрием Пожарским. В его рядах оказались дворяне и крестьяне, казаки и стрельцы, представители разных народов и сословий – единый народ, объединённый общей целью: освободить Москву и восстановить Русское государство.
Перед решающим боем всё войско три дня постилось и молилось перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери, которую принесли с собой казанские ополченцы. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года ополченцы штурмом взяли Китай-город, а вскоре поляки сдались и в Кремле.
Ополченцы были глубоко убеждены: именно молитва перед Казанским образом дала им силы одержать победу. С тех пор 4 ноября стало не только Днём воинской славы России, но и церковным праздником – Днём празднования Казанской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых святынь на Руси.
Вскоре был созван Земский собор, который избрал царём Михаила Фёдоровича Романова, положив конец Смутному времени. Началась новая эпоха в истории России.

ОБРЕТЕНИЕ ЧУДА
«Необыкновенная икона чудесным образом была обретена в Казани 8 июля (21 июля по новому стилю) 1579 года, – продолжает свой рассказ протоиерей Александр. – Незадолго до того сильный пожар уничтожил половину Казанского кремля и множество домов. Стрелец Даниил Онучин, как и многие погорельцы, начал восстанавливать свой дом.
В одну из ночей его девятилетней дочери Матроне во сне явилась Богородица и указала место, где в пепелище спрятана икона с Её образом. Вначале родители не обратили внимания на рассказ девочки. Однако один и тот же сон повторился ещё раз, потом ещё, и мать решилась рассказать о видениях дочери священникам. Уступив настойчивым просьбам женщины и девочки, духовенство решило начать раскопки в указанном месте. К изумлению всех присутствовавших, в земле был найден свёрток с иконой. Она была не тронута огнём и сияла красками, будто только что была написана».
Весть об обретении быстро разнеслась по всей округе. Архиепископ Иеремия с духовенством торжественно перенесли икону сначала в храм святителя Николая Тульского, а затем – в Благовещенский собор Казанского кремля.
К святыне потянулись люди со всей России. Особенно часто перед ней исцелялись от болезней глаз и слепоты. Помощь иконы воспринималась как настоящее чудо.
ГЛАВНАЯ ЗАСТУПНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
«Но главное чудо, – подчёркивает отец Александр, – это спасение Отечества. Казанский образ Богоматери ещё не раз помогал России в самые трудные для неё времена. Накануне Полтавской битвы в 1709 году Пётр I молился перед Казанской иконой о даровании победы. Царь обратился к войскам со знаменитыми словами, призвав их сражаться не за него, а «за Отечество, Богом Петру вручённое».
Перед этим же образом в 1812 году молился Михаил Илларионович Кутузов. В день празднования Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября, накануне битвы под Вязьмой, – произошло знаменательное событие: резко изменилась погода. Ударили лютые морозы, выпал первый снег – и эти природные перемены стали роковыми для не подготовленной к зиме французской армии. Войска генералов Милорадовича и Платова нанесли сокрушительный удар по французскому арьергарду и освободили Вязьму.
«Многие тогда увидели в этом не просто стечение обстоятельств, а явное небесное заступничество Пресвятой Богородицы, покровительство свыше», – отмечает протоиерей Александр Кузнецов.
Существует также легенда, что в критический момент битвы за Москву в 1941 году самолёт с иконой на борту совершил облёт вокруг столицы. Вскоре враг был отброшен. За иконой прочно закрепилась слава главной заступницы русской земли.
«Казанская икона – это не просто образ, это свидетельство милости Божией к нашему народу, – говорит отец Александр. – В самые тяжёлые моменты истории русские люди обращались к Ней с молитвой. И каждый раз получали помощь. Сила народа – не только в мече, но и в молитве».
НИТЬ, СВЯЗАВШАЯ ПРОШЛОЕ С НАСТОЯЩИМ
К сожалению, чудотворная икона, явленная в Казани в 1579 году, была похищена и уничтожена в 1904 году. Однако сохранилось несколько особо чтимых её списков.
Один из них – тот самый, перед которым молились Пётр I и Михаил Илларионович Кутузов, – сегодня находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Другой – в Москве, в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. По изображению он близок к пропавшему в 1918 году полковому образу ополчения Минина и Пожарского.
В Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря можно увидеть так называемый «ватиканский список». После революции 1917 года эта икона оказалась за границей и долгие годы странствовала по миру, пока не попала в Ватикан. В 2004 году Папа Римский Иоанн Павел II передал её в дар Русской Православной Церкви. Некоторое время считалось, что это – чудом спасённый подлинник, утраченный в 1904 году. Однако позже исследователи установили: икона является поздним списком XVII века.
У меня дома тоже есть Казанская икона Божией Матери. Ей – 137 лет. На торце чётко выведено: «Отъ Московскаго духовно-цензурнаго комитета: печатать дозволяется. Москва, июля 25-го дня 1888 года. Цензоръ Протоиерей Александръ Смирновъ».
Когда-то икона принадлежала моей бабушке, потом маме, теперь стоит у меня. Смотрит строго и грустно. Сколько же эпох и событий она видела! Пережила революцию, гонения, войну, забвение и возрождение веры…
Живая нить, связывающая прошлое с настоящим.

– Мы живём в непростое время, – говорит протоиерей Александр. – Сегодня День народного единства – не просто память о воинской доблести, а напоминание: когда народ объединяется ради общей цели, даже в самые трудные времена он способен спасти своё Отечество.
Казанская икона Божией Матери – один из самых почитаемых в России образов Богородицы. В церковном календаре праздник отмечается два раза в год: 21 июля (Весенняя Казанская) и 4 ноября (Осенняя Казанская).













