Поправки в Правила дорожного движения вступили в силу с 1 марта этого года. Нововведения устанавливают требования для пользователей электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Что ПДД предусматривает для СИМов сейчас?
В Правилах дорожного движения владельцам электросамокатов, моноколёс и других средств индивидуальной мобильности разрешено:
- передвигаться по велодорожкам; если нет велодорожек – по тротуарам (но при условии, что весит такой самокат не более 35 кг);
- при отсутствии других возможностей ездить по краю проезжей части; если вес устройства составляет более 35 кг – исключительно по краю проезжей части;
- передвигаться на проезжей части только в том случае, если СИМ оснащено фарой, задним фонарём и качественными тормозами.
К слову, гироскутеры и моноколёса такими тормозами не оснащаются. На этих СИМ торможение происходит за счёт переноса веса тела. А значит, им на проезжую часть нельзя.
Электросамокатчикам запрещено:
- превышать скорость передвижения на СИМ, которая ограничивается 25 км/ч. А в пешеходном потоке она не должна превышать скорость пешеходов;
- ездить вдвоём на самокате, который для этого не оборудован.
Происшествий всё больше
Но эти Правила самокатчиками и прочими владельцами СИМ не соблюдаются. Всё чаще появляется информация о случаях травмирования пешеходов ездоками на СИМах.
В столице Урала девочка-подросток на электросамокате сбила пятилетнего ребёнка и уехала – основной удар пришёлся ручкой самоката под левый глаз. Через несколько дней в Екатеринбурге очередное «ДТП» – у четырёхлетнего ребёнка выбиты зубы, мальчик получил ссадины. Двое десятилетних подростков также скрылись с места происшествия. К сожалению, это не единичные случаи.
В Сочи мужчина на электросамокате сбил беременную женщину на пешеходном переходе. А в Новороссийске пострадал и сам «водитель» электросамоката – левая почка молодого человека разорвалась надвое из-за падения.
Глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко призвала ставить номера на электросамокаты. По её словам, это нужно, чтобы в случае нарушения ПДД можно было привлечь владельца самоката к ответственности.
«Всё-таки надо их идентифицировать. Кто грубо нарушил правила дорожного движения и нанёс кому-то травмы», – заявила Матвиенко.
Самокатчиков – в автошколу!
Количество происшествий с участием электросамокатчиков в 2023 году выросло по отношению к 2022 году на 60%. Поэтому водителям электросамокатов и прочих СИМ следует предложить сдать экзамен на права – такое мнение высказали автоэксперты в «Российской газете».
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов сообщил журналистам «РГ», что ещё два года назад палата занимала жёсткие позиции по этому вопросу: всё, что с мотором, – это мопед. А значит, управлять ими можно только с 16 лет и с правами. Кстати, административная ответственность наступает именно с 16 лет.
Поэтому для тех, кто ездит на электросамокатах, необходимо организовать хотя бы просто проверку на знание ПДД, считает Александр Холодов.
Более радикально к этой теме подошли другие эксперты. Так, например, главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков считает, что введение прав займёт довольно длительное время. А поэтому надо сейчас просто запретить передвижение электросамокатов вне установленных, разрешённых для них зон.
По его мнению, темпы роста парков электросамокатов значительно превышают скорость обновления нормативных актов. Поэтому возникают проблемы на дорогах.
Глава Союза пешеходов Владимир Соколов уверен, что всех пользователей СИМ необходимо удалить с тротуаров. Они не имеют руля, систем торможения. Есть велосипедные дорожки, по которым они могут ездить. И эту инфраструктуру надо развивать. Все остальные должны получать права категории «М» и ездить по проезжей части, считает эксперт.
Очередные нововведения
Сенатор Артём Шейкин сообщил РИА Новости, что осенью в Госдуму планируется внести новый законопроект в части соблюдения ПДД владельцами СИМов.
За нарушения правил вождения самоката предлагается ввести следующие наказания.
Штрафы за превышение скорости передвижения на СИМ:
- на 5-10 км/ч – 800 руб. (при фиксации камерой – 500 руб.);
- на 10-15 км/ч – 3000 руб. (при фиксации камерой – 2500 руб.);
- на 15-20 км/ч – 4000 руб. (при фиксации камерой – 3500 руб.);
- более чем на 20 км/ч – 5000 рублей (при фиксации камерой – 4500 руб.).
Другие штрафы:
- за вождение велосипедов, электросамокатов и других СИМ в нетрезвом виде – 10 000 рублей;
- за отказ от медосвидетельствования – 10 000 рублей;
- за пользование электросамокатом вдвоём, если конструкцией такая возможность не предусмотрена – 2000 рублей;
- за оставление водителем СИМ или велосипеда места аварии – 5000 рублей;
- за передвижение на СИМ тяжелее 35 кг по пешеходной зоне – 3000 рублей (при фиксации камерой – 2500 руб.);
- за нарушение правил пересечения проезжей части – 2000 рублей (при фиксации камерой – 1500 руб.);
- за движение на СИМ по проезжей части дороги – 2000 рублей.
Непродуманные сложности
Если эти нововведения утвердят, то кто и как будет измерять скорость? Чем? Настроить автоматические комплексы фиксации, конечно, можно. Но как они будут идентифицировать нарушителя? Номеров на самокатах нет.
Для того чтобы регистрировать самокаты и выдавать на них номера, требуется сначала идентифицировать такой самокат. У машины для этого есть VIN-номер. У электросамоката – ничего. Сначала необходимо наладить систему сертификации этих устройств, а только потом думать об их регистрации.
Кроме того, чтобы водитель электросамоката соблюдал скоростной режим, его техника должна быть оборудована сертифицированным спидометром.
Максим Кадаков также отметил, что нужно прописать и процедуру медицинского освидетельствования для водителей СИМ. Остановят, к примеру, 15-летнего электросамокатчика с признаками алкогольного опьянения. А как его «продуть» без согласия или присутствия родителей? Кто и на чём будет гоняться за нарушителями-электросамокатчиками? Инспекторы ДПС на мотоциклах? А по дворам и паркам? Такая погоня может подвергнуть опасности не только жизнь водителя СИМ, но и окружающих.
По мнению ещё одного автоэксперта Игоря Моржаретто, детей надо учить безопасному вождению с первого класса. Тогда к 10 классу они вполне смогут сдать экзамен на права самостоятельно. И уж тем более получить права на управление электросамокатом.
По материалам «РГ».