Самооценка начинает формироваться с раннего детства. Очень часто родители, делая малышу замечание, даже не задумываются о том, что именно из их оценок в первую очередь и складывается представление малыша о самом себе: «Ты совсем уже большой, а шнурки завязывать так и не умеешь, кровать застелить не можешь!» и т.д.
В школьном возрасте ребёнок сам научится оценивать свои поступки, успехи, неудачи. До этого момента о том, любят ли его, успешен ли он, принимают ли его таким, какой он есть, малыш узнаёт в семье, через общение с близкими.
Самооценка бывает двух видов – адекватная и неадекватная.
Адекватная самооценка – правильная, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей. Детишки с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного на другое, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, общительны и дружелюбны.
Неадекватная самооценка – может быть повышенной или пониженной. Она вызывает не только определённую эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие, повышенную ранимость, обидчивость, трудности в общении. Ребёнок с завышенной самооценкой всегда и во всём хочет быть лучше других.
Чтобы понять, какой тип самооценки у вашего малыша, пройдите с ним тест «10 ступенек». Смастерите с ребёнком лесенку из 10 ступенек, её можно сделать из конструктора, склеить из бумаги или просто нарисовать. Теперь объясните ребёнку правила размещения на каждой ступени лесенки. На первой, самой нижней – размещаются вредные, капризные, грубые дети, на самой последней, десятой ступеньке – самые вежливые, воспитанные, добрые, в общем, лучшие дети. Чем лучше ребёнок, тем выше ступенька, на которой он располагается. После того, как малыш усвоил правила, попросите его поставить человечка или нарисовать себя на той ступеньке, где, по его мнению, должен стоять он сам.
Подводим итоги: самооценка вашего ребёнка занижена, если он ставит себя на 1-ю, 2-ю или 3-ю ступеньки. Ваш ребёнок обладает адекватной самооценкой, если фигурка, изображающая его, занимает 4-ю, 5-ю, 6-ю или 7-ю ступени. Ну, а если он размещает себя на 8-й, 9-й или 10-й ступеньке, то его самооценка явно завышена.
Если тест показал, что у вашего малыша адекватная самооценка – отлично! Если же самооценка неадекватна – сильно занижена или завышена, то не отчаивайтесь. Уровень самооценки можно корректировать, и чем младше ребёнок, тем проще это сделать.
Самое главное для родителей – помнить, что каждая фраза, произнесённая в качестве оценки деятельности ребёнка, всякая реакция на его успехи или промахи влияет на его отношение к себе, а значит, воздействует, в первую очередь на формирование его самооценки.