Правительство РФ утвердило правила езды на электросамокатах – теперь они закреплены в ПДД как «средства индивидуальной мобильности».
Согласно изменениям в ПДД, которые утвердило правительство, теперь на электротранспорте можно развить скорость не более 25 км/ч. Для электросамокатов, сегвеев, гироскутеров и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) установят дорожные знаки, которые будут регулировать их движение.
В первую очередь требование об ограничении скорости электротранспорта и о максимальном весе в 35 кг для СИМ, которое едет по пешеходной зоне, повлияет только на частных владельцев СИМ. Большая часть электросамокатов кикшеринга (проката) и так соответствует этим критериям.
Движение электросамокатов и других СИМ будет регулироваться специальными дорожными знаками. Они будут разрешать, ограничивать или запрещать перемещение на таком транспорте в тех или иных зонах. Решение об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры.
Теперь для использования СИМ нужно знать ряд правил. Во-первых, пешеход имеет приоритет при передвижении по тротуару или другой пешеходной зоне. Пользователь электросамоката, сегвея, моноколеса должен это учитывать. Кроме того, чтобы пересечь дорогу на электротранспорте, теперь обязательно нужно спешиться.
На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Но делать это можно людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Самокат или другое устройство, двигающееся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета.
Ряд экспертов выступают против нововведений. Они предупреждают, что совместное движение пешеходов и СИМ по тротуарам по-прежнему опасно. По их мнению, правил, которые внесут в ПДД, недостаточно: нужно полностью ограничить проезд на электротранспорте в пешеходных зонах
«Я придерживаюсь мнения, что электросамокаты и другие СИМ можно использовать только на специально оборудованных территориях, в парках, но в пешеходных зонах и на проезжей части их использовать нельзя. Это опасно и для электросамоката, и для автомобиля. К сожалению, мнение о том, что СИМ должны кататься вместе с пешеходами по тротуару, победило. И теперь только печальные экспериментальные факты смогут переубедить людей, что это опасно», – отметил директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
По данным МВД, за первую половину 2022 года в России зарегистрировали 370 ДТП с участием людей, передвигавшихся на СИМ. По сравнению с тем же периодом 2021 года эта цифра выросла почти втрое – на 174%.
Добавим, что статус СИМ не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки – люди, использующие их, приравниваются к пешеходам.
Изменения в Правила дорожного движения, в число которых вошли нормы по управлению средствами индивидуальной мобильности, вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Материал подготовлен в рамках договора о взаимном сотрудничестве с редакцией «Российской газеты».