Тренинги партнёрского общения для школьных медиаторов – посредников в конфликтах – начались с ноября прошлого года. Будущие медиаторы – сами учащиеся школ. Почему именно дети? «Главная идея здесь – помощь равного равному. Есть мнение, подтверждённое наблюдениями, что дети лучше понимают друг друга, чем взрослые. Им проще осознать мотивы сторон, причины конфликтов», – отмечает Ирина МАЛЫШЕВА, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ведущая тренингов.

Медиаторство раньше существовало в судебной системе и было предназначено для досудебного урегулирования споров, чтобы люди могли между собой договориться и избежать процессов. Идея принести эту процедуру в школу появилась в последнее десятилетие, так как в школах возникает много конфликтов между представителями разных социальных групп, национальностей. У педагогов не всегда есть возможность урегулировать конфликт. Обычно с детьми проводится профилактическая беседа, не более. При этом взрослый не получает большую часть информации об истинных мотивах сторон, эмоциональной составляющей конфликта, чувствах детей.

Процедура медиации позволяет точно понять, что чувствуют люди и как они хотят ситуацию изменить. В этом случае ответственность лежит на самих участниках конфликта – они приходят к решению совместно. В данном варианте снижается напряжённость, так как есть возможность поговорить о чувствах, во-вторых, принимается то решение, которое действительно будет устраивать обе стороны, значит, будет выполнено. Если помочь детям разрешать мелкие конфликты, которые случаются в школе, они и сами научатся впоследствии регулировать отношения, школьная среда станет более безопасной, число конфликтов будет сокращаться, дети будут стараться услышать и понять друг друга. Школьная медиация считается восстановительной. То есть задача – не просто помирить стороны, но и получить возможность возместить причинённый ущерб, в том числе и материальный, а также вернуть в коллектив комфортные отношения.

Сначала ребята просто учатся понимать чувства друг друга, потом – задавать правильные вопросы в определённом порядке, затем – применять технологию в постановочных ситуациях, проигрывая возможные конфликты в группе. В итоге школьным медиаторам предстоит применить знания в реальной ситуации, принимая участие в разрешении школьных конфликтов.

В начале учебного года состоялись семинары, в ходе которых представители школ города знакомились с самим понятием медиации, структурой службы. В школе № 74 служба уже работает, в других школах – пока на этапе воплощения. Когда в конфликте принимают участие взрослые, или посторонние люди, в процессе медиации участвуют и кураторы службы – представители педагогического сообщества. В 74 школе это социальный педагог Ольга ЛОСЕВСКАЯ и зам. директора Ольга ЛЕОНЧЕНКО. Они прошли специальную подготовку и продолжают учиться. В марте на базе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи состоятся курсы для школьных медиаторов, куда приглашены кураторы от каждой школы. Зная технологию, попробовав себя в тренинговых формах работы, у специалистов будет больше уверенности и больше понимания этих процессов.

Одна из будущих посредников школьных конфликтов Милена БОЖИНА делится: «Чтобы не допускать ссор, чтобы восстанавливать дружбу, мы учимся здесь правильно разговаривать, слышать друг друга. Я думаю, что многим смогу помочь в трудную минуту, потому что буду знать, как правильно остановить конфликт». «Здесь мы развиваем ум, учимся быть полезными родной школе, правильно общаться и думать прежде, чем делать», – добавляет Данил ЯКОВЛЕВ.

Дети заинтересованы, их глаза горят во время тренинга. Есть большая вероятность, что с развитием служб медиации конфликтов в школах нашего города будет значительно меньше, а значит, школьная среда станет ещё комфортнее для развития самостоятельных, уверенных в себе личностей.

Фотоавтора
Предыдущая статья«Ягодный» юбилей школы № 75
Следующая статьяБыть первым – вегда почётно и сложно одновременно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя