Есть семьи, в которых родители замечают, что их ребёнок кушает, пьёт, рисует левой рукой, и этот факт воспринимается почти как трагедия: он не такой, как все, ему будет трудно в жизни! Каких только домыслов не услышишь! Но ничего подобного. Левша, как и правша, может добиться в жизни больших успехов, это такой же ребёнок, как и все, просто ему удобней всё делать левой рукой.
Зачастую родители решают, что ребёнка-левшу нужно переучивать. Но психологи давно доказали: леворукость – не болезнь, а переучивание чревато расстройствами поведения, невротическими реакциями, губительно сказывается на здоровье и адаптации ребёнка в современном мире. Последствиями переучивания левшей (то есть принудительного изменения сложившейся системы головного мозга) могут быть:
- нарушение сна;
- потеря аппетита;
- головные боли;
- жалобы на усталость в правой руке;
- повышенная утомляемость;
- снижение работоспособности;
- появление раздражительности, капризности, плаксивости.
Родители чаще всего замечают, что их ребёнок – левша, в 1–2 года. Окончательное предпочтение левой руки определяется к 5–6 годам. Психологи рекомендуют родителям и педагогам с самого начала воздерживаться от оценки: правильная – неправильная рука. Не нужно повторять ребёнку безостановочно, что надо взять карандаш (ручку, кисть, ложку) в правильную (правую) руку. Не стоит давать маленькому левше игрушку заведомо в правую руку, пытаясь отучить от леворукости, лучше класть игрушку посередине, он сам выберет, какой рукой удобнее её взять.
Для определения левшей и правшей существует множество методов, рассмотрим самый простой. Проследите, какой рукой ребёнок выполняет действия:
- раскручивает юлу; кидает кубики; собирает монеты; поливает цветы; чистит зубы; включает свет; причёсывается; стирает резинкой; закручивает винт; подбирает что-либо с пола; вытирает стол; подметает;
- каким глазом смотрит в трубу или скрученную в трубочку бумагу;
- каким ухом прислушивается к тиканью часов, к шагам соседей, приставив ухо к двери.
Если большинство действий ребёнок делает левой рукой, то он левша.
Не стоит акцентировать внимание на том, что ребёнок-левша не такой, как все, – это может развить у него комплекс неполноценности. Лучше найти другую «особенность» – более приятную и выдающуюся, которой будут гордиться и сам ребёнок, и его близкие люди.