Подходят к концу летние каникулы. Ваш малыш ещё недавно посещал детский сад, а теперь собирается идти в первый класс. Это два разных уровня его развития, и один их них должен плавно вытекать из другого. Будущий первоклассник будет получать большой объём информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретённые до этого момента качества. Понятие готовности к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который даёт возможность полноценно и без лишних нагрузок обучаться и взаимодействовать с новым социумом.
Традиционно различают следующие виды готовности ребёнка к школе: психологическая, личностная, мотивационная, интеллектуальная, речевая, физическая и другие. Все эти виды в своей совокупности образуют тот необходимый уровень, который родители должны обеспечить своим детям для их возможности обучаться и легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.
Психологическая готовность ребёнка к школе. Дети в возрасте 6–7 лет, видя, что взрослые, говоря об учёбе, относятся к этому очень серьёзно, сами начинают осознавать, что вступают в новый, важный период жизни. Проще говоря, ребёнок, психологически готовый к обучению на новом уровне, уже стоит на первой ступени к становлению взрослым человеком. Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка идти в школу, используя угрозы, или заставлять его с мучениями и слезами выполнять домашние задания, считая, что таким образом они подготавливают ребёнка к школьным временам. Родители должны заинтересовать ребёнка, показать, что именно обучение раскроет ему большой и интересный мир, рассказать, сколько нового и неизведанного он сможет узнать.
Личностная готовность. Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребёнок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Происходит внутренняя перемена, и ребёнок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один цикл его жизни – детский сад, и начинается другой – взрослый этап. Личностная готовность ребёнка к школе – это принятие им новой социальной позиции «школьника» с её определёнными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Здесь речь идёт, во-первых, об общих познаниях, связанных с окружающим миром, общественной жизнью, определённых навыках счёта, знании букв и т.д. Во-вторых, важно умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Ребёнок должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире – как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться.
Любой ребёнок понимает, может быть и не совсем осознанно, что ему нужно занять свою нишу в обществе, показать всем и доказать в первую очередь самому себе, что он взрослеет, умеет отвечать за свои поступки, собирается в такой трудный путь, как школа, и совсем не боится трудностей. Родителям стоит настраивать ребёнка на успех, и у него всё получится!