Поступление в школу – это волнительный и ответственный момент в жизни малыша и его семьи. Будни ученика подчинены системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. В силах родителей помочь ребёнку легче и быстрее адаптироваться к школе, сохранив при этом здоровье.
РАБОЧЕЕ МЕСТО ШКОЛЬНИКА
От условий, в которых ребёнок занимается дома, зависит не только качество выполнения домашних заданий. Неправильная поза затрудняет работу сердца, нарушает дыхание, снижает работоспособность. Отдавая ребёнка в школу, позаботьтесь о том, каким будет его «рабочее место». Уголок школьника должен быть оборудован таким образом, чтобы размеры стола и стула соответствовали росту ребёнка. Для занятий удобен стол, если он на 2-3 см выше локтя ребёнка, стоящего около него. Поза за рабочим столом будет правильной и удобной, если длина сиденья стула будет соответствовать длине бёдер ребёнка, а высота ножек стула равняться длине голеней. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребёнка. При письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Спина касается спинки стула, согнутые в локтях руки лежат на столе. Голова чуть наклонена вперед.
Не вынуждайте ребёнка всё время сидеть прямо, не меняя положения. Через 15-20 минут он начнёт жаловаться на боль в спине, будет стремиться изменить позу, низко нагибаться. Если это войдёт в привычку, то появится риск развития близорукости, нарушения осанки.
ПРИОБРЕТИТЕ ПОДСТАВКУ ДЛЯ КНИГ
Во время чтения и письма глаза ребёнка постоянно напряжены. Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк страницы книги. Если книга или тетрадь лежат на горизонтальной поверхности, то это расстояние разное, поэтому глазу приходится перестраиваться, а это его очень утомляет.
Чтобы одинаково читать буквы верхней и нижней строчек, желательно приобрести обычную наклонную подставку для книг, которая устраняет эту разницу и облегчает работу глаз. Очень важно и расстояние от глаз ребёнка до книги – оно должно быть не менее 30 см.
СВЕТ ПАДАЕТ СЛЕВА
Работоспособность ученика зависит также от освещёности рабочего места. При плохом
освещении глаза очень быстро устают, развивается утомление, может появиться головная боль, снижается качество выполнения уроков. Письменный стол лучше всего располагать у окна, свет должен падать слева. Параллельно окну ставить стол нежелательно, так как свет из окна, направленный прямо в глаза, будет слепить, особенно в солнечные дни. Если естественного света не хватает, следует включать настольную лампу. Она должна быть достаточной мощности, но не слишком яркой (40-50 Вт). Свет от неё также должен падать слева.
ЗВУКИ И ТЕМПЕРАТУРА
Когда ребёнок готовит уроки, надо обязательно выключить радио, телевизор, тише разговаривать. Посторонний шум мешает ему сосредоточиться, снижает внимание, утомляет. Если в комнате жарко, душно или очень холодно, то работоспособность ребёнка заметно снижается. Лучше всего, когда в комнате 18-20 °С и помещение хорошо проветрено.
ТЕЛЕВИЗОР – ОДИН ЧАС В ДЕНЬ
Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей в домашних условиях. Согласно рекомендациям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната при этом была освещена. Ребёнок должен сидеть на расстоянии 3-5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора.
РАНЕЦ – ТОЛЬКО С ТВЁРДОЙ СПИНКОЙ
Проблемный вопрос для родителей первоклассников – контроль веса ранца ребёнка с ежедневным учебным комплектом для занятий. Вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца. В начальной школе, где превышение веса ежедневных учебных комплектов отмечается особенно часто, можно рекомендовать приобрести второй комплект учебников для работы в классе. У ранца обязательно должна быть твёрдая спинка: её наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребёнка.
ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК = ПОДВИЖНЫЙ РЕБЁНОК
Необходимо отдельно сказать о создании благоприятного двигательного режима для ребёнка. Объём ежедневной двигательной активности детей и подростков должен быть не менее 3 часов. Здоровый ребёнок – всегда весёлый и подвижный. В значительной степени именно от семьи зависит, насколько день школьника будет наполнен движением. Одних только уроков физкультуры недостаточно для гармоничного развития и крепкого здоровья. В домашней обстановке приветствуются: утренняя гимнастика, подвижные игры во время прогулки, прогулки на велосипеде, лыжах, туристические походы и т. д.
ЗАПОМНИТЕ:
Успешность процесса адаптации первоклассника во многом определяется его состоянием здоровья. Правильно организованный режим и систематические занятия физическими упражнениями помогут вашему ребёнку втянуться в учебный процесс, справиться с нагрузками, меньше утомляться и лучше учиться в школе.
Ольга МУРАШОВА,
заведующая кабинетом медицинской профилактики.