Нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.
Упражнения на память. Ребёнку даётся картинка, которую он должен внимательно рассмотреть в течение 30 секунд и постараться её запомнить. А теперь предложите ребёнку вспомнить, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Какие же функции работали у малыша при выполнении данного упражнения? Ребёнок смотрел картинку, значит, работало его восприятие, сосредотачивал внимание, чтобы увидеть все детали картинки, работало также мышление, так как он старался её запомнить. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.
Также для этой цели подойдут несложные игры-задания. Например, поиграйте с ребёнком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (собака, магазин, дедушка, мотоцикл), а ребёнок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.
Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. Например, я увидел лису. Следующий игрок должен повторить это предложение и добавить к нему ещё одно слово – я увидела лису, зайца. Третий, повторяя предложение, добавляет ещё одно слово – я увидела лису, зайца, белку – и так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры.
Большинство игр вы можете придумать сами, но главное – чем раньше вы начнёте развивать память своего ребёнка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.
Упражнения и игры на внимание. Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определённое количество отличий.
Также малышу можно предложить задание «Незаконченные рисунки», нарисуйте на листе бумаги предметы так, чтобы рисунок был не закончен, и предложите ребёнку закончить его.
Игра «Что изменилось?». Для игры необходимо 5–6 ребятишек. Выбирают одного ребёнка, он «водит», в течение одной минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а «водящий» должен понять, что изменилось.
Упражнение на объём внимания. Взрослый даёт ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребёнок рисует, хлопает в ладоши. Ребёнок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков. Это игра учит выполнять одновременно несколько дел.
Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те игры и упражнения, которые больше всего нравятся вашему малышу, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути – каждую вы можете разнообразить и развить, включая в неё элементы из других.