Воспитание с пониманием …Так называется новая рубрика газеты «Вестник», которую мы хотим посвятить самому главному — нашему будущему, детям. Легко ли быть родителем? Наверное, на этот счёт у каждого есть своё мнение. Кто-то считает, что это очень просто. И смело воспитывает своих детей так же, как воспитывали его родители. Особенно показательным становится результативность этого опыта, выраженная во фразе: «Из меня же хороший человек вышел, несмотря ни на что». Кто-то, наученный горьким опытом своего детства, начинает потворствовать всем желаниям своего ребёнка. А кто-то пытается понять мотивы поведения детей, изучая различную литературу по психологии и педагогике, понимая, что родителями не рождаются, а становятся. Какой же путь лучший? Первый — приведёт к быстрому результату (ребёнок просто «повинуется», исполняя приказания «сильных» взрослых). Второй путь приводит к тому, что взрослые «повинуются» ребёнку. Третий путь самый длинный, требует терпения и понимания, постоянного личностного роста и познания. Но в результате, ваши дети будут слушаться вас, советоваться с вами не из-за страха наказания, а из-за веры в вас и уважения к вам, а также в ожидании поощрений за хорошее поведение. Мы хотим привлечь внимание родительского сообщества к проблемам, касающимся всех и каждого. В рубрике «Воспитание с пониманием» профессионалы — психологи, педагоги, специалисты по делам несовершеннолетних, представители администрации — поднимут актуальные для родителей темы, ответят на наболевшие вопросы. Спросить о чём угодно, рассказать свою историю, поделиться мыслями о воспитании, предложить интересную тему вы можете, обратившись в нашу редакцию по телефону или прислав письмо на электронную почту vestnik.lesnoy@mail.ru. Помните, только пока мы, взрослые, рядом, пока мы внимательны и чутки к своим детям, они -несмышлёные или уже вполне самостоятельные — в безопасности.
|
Подростковый возраст называют возрастом экспериментов. В этот период как никогда сильна потребность пробовать всё и всегда. Когда наступит момент желания, ни один родитель не может точно предсказать. Поэтому важно подготовить ребёнка заранее к встрече с разными ситуациями, ещё до периода экспериментирования.
Если мы слышим от ребёнка, что курение, алкоголь и наркотики — плохо, — это не повод не обсуждать с ним эти вопросы, так как его мнение может меняться под влиянием окружения. Подросток не начинает самостоятельно экспериментировать с опасными для здоровья веществами. Обычно это делается в группе сверстников, быть принятым в которую очень важно для него. Он может подражать поведению других участников компании, чтобы сохранить свои авторитет.
Среди ребят 6-8 классов психологами ЦДК было проведено исследование. Отвечая на вопрос: «С кем стал бы ты советоваться в сложной ситуации?» — ребята на первое место поставили родителей. Однако в вопросе: «С кем тебе легче общаться? Кто тебя лучше понимает?» — родители уступают друзьям. При всей тяге к кругу сверстников, подросток остро нуждается в опыте и помощи старших. Никто не заменит близкого взрослого при решении важных проблем. Между тем, как отмечают подростки, самым частым предметом разговора с родителями бывает «длина юбки и дырки на джинсах». Порой на консультациях слышишь от взрослых поверхностное описание явных проблем детей, часто связанных с успеваемостью и дисциплиной. А при встрече с подростком обнаруживается важный пласт его жизни, скрытый от родителей. До 70% подростков испытывают дефицит общения с взрослыми, которые не готовы обсуждать с ними серьёзные темы, в том числе вопросы об алкоголе и наркотиках. Иногда родителям кажется, что ещё слишком рано говорить об этом.
Как обсуждать темы алкоголя, курения, наркотиков с ребёнком? Для начала разговора можно использовать упоминание о каком-либо событии, телевизионную передачу или статью из газеты. Обстановка во время разговора должна быть спокойной и непринуждённой, например, совместное вечернее чаепитие. Главное, чтобы это не выглядело «профилактической беседой». Не имеет никакого смысла или пользы просто запрещать делать что-то. Подросток займётся этим скрытно и в больших размерах, напрямую следуя народной мудрости «запретный плод сладок». Родители имеют полное право открыто высказывать свои собственные мысли и свои чувства, связанные с опасными явлениями современности. Но при этом и у ребёнка есть собственное мнение, которое может быть отличным от мнения взрослых. Прислушайтесь к этому мнению, позвольте ребёнку закончить свои мысли. Если в этот момент откровения остановить ребёнка острой критикой, мы так и не узнаем, что с ним происходит, о чём он думает. Естественно, такой разговор вызывает напряжение, но важно сохранить спокойный тон и объяснить, с чем вы не соглашаетесь и что вы не приемлете. Необходим диалог, а не разговор «в одну сторону». Одно из полезных правил общения с ребёнком гласит: «В любых ситуациях ребёнку важно открыто высказывать свои взгляды, мысли». Это формирует его собственную внутреннюю позицию, позволяющую в ответственный момент противостоять давлению окружающих, принимать правильные решения и говорить «нет» своим сверстникам. И если мы учим ребёнка этому, то мы должны принять и то, что ребёнок может открыто высказывать несогласие, своё «нет» и нам.
Чтобы этот внутренний «стерженёк» формировался постепенно и к подростковому возрасту был надёжным, родителям как можно чаще и раньше следует развивать в ребёнке самостоятельность и ответственность. Предоставляйте возможность ребёнку участвовать в принятии некоторых решений. Ставьте его в ситуации выбора: какую тетрадь купить для школы, какое платье надеть сегодня в детский сад, какую секцию выбрать… Доверьте обязанности по возрасту: порядок в комнате, забота о домашних животных. Показывайте ребёнку, что вы гордитесь проявлением его самостоятельности и ответственности. Эти качества позволят ему в будущем сопротивляться давлению со стороны окружения, помогут принимать правильное решение в сложных ситуациях выбора.
В нашем детстве родители позволяли приглашать в гости друзей. И это, несмотря на то, что многие из нас жили в коммуналках. Странным образом эти традиции ушли. Квартирные условия стали лучше, а подростки собираются в подъездах и подвалах. Часто родители не знают, с кем дружит их ребёнок, о чём разговаривает он со своими сверстниками, — огромный пласт отношений остаётся за пределами наблюдения взрослых. Чтобы чувствовать атмосферу окружения подростка, родителям полезно знать это окружение, а в лучшем случае находить общий язык с ним.
Часто опасные эксперименты возникают от «ничегонеделанья». С физиологической точки зрения в организме подростка происходят большие изменения, они связаны с мощным взрывом внутренней энергии. Эта энергия требует разумных и здоровых путей выражения. Полезны и занятия спортом, и творческие увлечения. Помогите подростку не скучать и найти интересные и осмысленные занятия. Продолжайте делить с ними досуг. Берегите контакты со своим ребёнком, получайте удовольствие от общения с ним. Показывайте подростку, что замечаете и радуетесь его взрослению.
Простые запреты с акцентом на опасностях кажутся логичным путём, но в большинстве случаев они не дают желаемого результата. Позаботьтесь о своём ребёнке. Разговаривайте с ним об этом.
Луиза МАКАРИХИНА,
психолог высшей категории ЦДК.