Рафаэль Багдасарян: «Музыкой я бредил с детства…»

Прошедший на прошлой неделе в стенах Детской музыкальной школы X Всероссийский конкурс учащихся оркестровых отделений городов «РосАтома» лично мне, помимо невероятного эстетического удовольствия от игры юных музыкантов, принёс ещё и персональный подарок. Мне посчастливилось познакомиться с председателем жюри конкурса, народным артистом Армении, народным и заслуженным артистом России, музыкантом феноменального масштаба, человеком потрясающей энергетики Рафаэлем Оганесовичем БАГДАСАРЯНОМ. Частью нашего с ним разговора мне хотелось бы поделиться с читателями.

Багдасарян

Начать нужно, наверное, с того, что Багдасарян – артист мирового уровня – в Лесном уже не первый раз. Четыре года назад он также председательствовал в жюри на конкурсе юных исполнителей из закрытых городов, но тогда его визит был, скорее, случайностью: «РосАтом» старался привлечь к работе в оценочной комиссии по-настоящему именитых музыкантов, а у Рафаэля Оганесовича нашлось время и возможности уехать на несколько дней из Москвы в наш небольшой уральский городок. Тогда Багдасарян совершенно очаровал организаторов конкурса в Лесном, а сам – весьма высоко оценил город, профессионализм педагогов Музыкальной школы и уровень мастерства их воспитанников. Поэтому когда очередной, уже десятый ежегодный конкурс было решено проводить вновь у нас, директор ДМШ Ольга КРАСУЛИНА попросила кураторов из Госкорпорации рассмотреть возможность визита в качестве председателя жюри именно Рафаэля Оганесовича. Последний же, узнав, что на Урале его ждут старые друзья, согласился, не раздумывая.

Рафаэль Багдасарян относится к той категории людей, слушать которых можно, без преувеличения, вечно. Сотни интересных историй из жизни и десятки цитат из классиков, житейская мудрость, тонкое чувство юмора, переплетённые в живой, эмоциональной речи, приправленной лёгким армянским акцентом, заставляют собеседника потерять на время границы реальности и окунуться в этого человека без остатка. Позволю себе несколько изменить стенограмму нашего разговора, убрав из неё свои вопросы и оставив лишь ответы Багдасаряна в форме монолога – о музыке, о любви и о России…

Рафаэль БАГДАСАРЯН: Музыкой я бредил буквально с самых ранних лет. Детство моё выпало на послевоенные годы, отец погиб на фронте, и был я, честно говоря, шпаной… Способности к музыке обнаружили у меня соседи, отвезли, отдали меня в школу военно-музыкантстких воспитанников Советской Армии в Ереване. Таких школ в Советском Союзе было двадцать с лишним. Представляете? И это после войны, когда на улицах обитало великое множество беспризорников. Такие школы, ПТУ, интернаты были для нас возможностью развиваться, учиться, заниматься любимым делом. Государство думало об этих детях, и, как мы сегодня видим, для многих это явилось стартовой площадкой для всей дальнейшей жизни. Если посмотреть, кем стали потом выпускники таких заведений, то можно сказать, что стало это и важным этапом в жизни всей страны. К большому сожалению, сейчас о культуре, о привлечении к ней детей с малых лет думают гораздо меньше… При этом именно к подрастающему поколению надо относиться очень трепетно, не жалеть никаких средств. Дети – как губка, они всё впитывают. Я как-то приехал в Америку, мои друзья там уже лет двадцать живут, и до сих пор – ни одного слова по-английски. При этом маленький ребёнок уже через полгода говорит на английском, почти как на родном. Понимаете? Впитывают, как губка. Поэтому говорил и буду говорить: дети – это самое главное. Это и культура, это и нация, и престиж, и новые открытия, и прочее, и прочее…

Багдасарян

Мне повезло: все мои педагоги, встретившиеся на длинном жизненном пути, были выдающимися – и в этом я очень счастливый человек. Уже сейчас, спустя много лет, я – член учёного совета Московской консерватории, и, представляете, мы раз в месяц собираемся в кабинете у нашего ректора. Сидишь там и думаешь: Господи, в этой комнате был Чайковский, был Рахманинов, был Шостакович… Чувствуешь, что буквально дух их присутствует, и понимаешь, что несёшь ответственность перед местом, где ты работаешь, перед памятью потрясающих, выдающихся педагогов… И потом – я музицировал с величайшими: с Ростроповичем я выступал и в ансамбле, он и дирижировал, и мы общались, дружили с ним, с Гергиевым мы – близкие друзья, с Мацуевым… Общаясь с такими людьми, впитываешь их внутреннее высочайшее качество исполнителя, человека, пропускаешь всё это через себя, обогащаешься. Поэтому моё присутствие здесь, моё участие в подобных конкурсах – для меня это не только ответственная задача, но и огромная честь. Мы должны делать всё, чтобы наследие наших великих предшественников достойно развивалось.

В Лесном я уже второй раз – меня удостоили этой чести, мне посчастливилось вновь здесь оказаться. Четыре года назад на таком же конкурсе я стал свидетелем ярких выступлений замечательных ребят и невероятного мастерства ваших прекрасных педагогов. Сам для себя я когда-то определил: чтобы быть хорошим преподавателем, надо быть высококлассным специалистом, любить свою профессию, любить детей и быть очень терпеливым. В этом отношении ваша Музыкальная школа – образец педагогики. Осознавая ежедневный вклад преподавателей в работу, их отношение к своему труду и детям, я бы даже назвал эту школу научным центром. И работают в ней по-настоящему великие люди, большие учёные. Сравнивая то, что я видел здесь четыре года назад и сейчас, могу с уверенностью сказать: я вижу те же ансамбли, тех же педагогов, и я вижу просто замечательный результат! Сегодня в ходе конкурсного прослушивания мы просматривали ансамбли – Гран-при, не раздумывая, мы дали вашей школе, вашим ребятам. Они действительно заслуживают очень высокой оценки!

Досье «Вестника»

Рафаэль Оганесович БАГДАСАРЯН

Всемирно известный музыкант-кларнетист, народный артист России, солист оркестра Большого театра, оперно-симфонический дирижёр, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

Родился 24 января 1937 года в селе Сарнахпюр (Армения). В 1953 году окончил школу военно-музыкантских воспитанников Советской Армии в г. Ереване, по распределению был направлен в Москву в Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР. В 1957 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных, в 1962 г. – с отличием Московскую консерваторию, в 1965 г. – аспирантуру. В 1978 г. окончил Московскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Многие годы Рафаэля Оганесовича связывала творческая дружба с композиторами: А.Хачатуряном, А.Шнитке, Т.Хренниковым, Р.Щедриным и другими. Свои сочинения ему посвящали музыканты из разных стран. Постоянно приглашается членом жюри всероссийских и международных конкурсов в Европе и США. Сегодня Багдасарян – профессор Московской консерватории и музыкального колледжа при консерватории, многие из его учеников, наряду с исполнительской деятельностью, успешно ведут педагогическую работу в учебных заведениях России и за её пределами.

 

Сегодня многие говорят, что не понимают классической музыки, что время её прошло. Всё это чушь, всё зависит от того, кто колдует, кто играет, кто дирижирует… Это как работа гипнотизёра. Гипнотизёры ведь, знаете, могут сделать так, что забываешь обо всём и засыпаешь… И музыкант должен так играть, понимаете? Я своим студентам говорю: звук – это живое существо. Вот представьте себе: вы играете, и ноты проглатываете, как конфетки. Причём конфетки вы не раскрываете – прямо в обёртках и проглатываете. А надо открыть эту конфетку, почувствовать запах, потом почувствовать вкус… Вот так надо относиться к музыкальному звуку. Это как народники в деревнях играют, до слёз доводят – потому что изнутри у них всё трепещет, хоть никакой нотной грамоты человек и не знает… Всё зависит от исполнителя, от дирижёра, от всех тех, кто передаёт, кто транслирует музыку слушателю. А насчёт того, что классической музыке нет места в современной жизни – не верьте никому! Приходите на симфонический концерт! Уверен, вам повезёт, и вы влюбитесь в этот волшебный мир навсегда!

У меня за спиной – многолетний опыт педагога, солиста, ансамблиста, солиста Большого театра. Я объездил весь мир вдоль и поперёк. Это я не хвастаю, я обобщаю, чтобы вы с пониманием отнеслись к тому, что я сейчас скажу. Фестиваль, прошедший в Лесном, этот конкурс – значительное, знаменательное событие в культурной жизни не только вашей области, но и вообще в культурной жизни России. Потому что именно из таких конкурсов и строится будущее культуры. А культура, как бы это непривычно ни звучало, – именно она определяет развитие и экономику страны. В Германии лет пять назад мне перевели статью в газете, где было написано, что вся страна, во всех городах, посёлках, тратит очень большие деньги, чтобы нация с малых лет занималась классической музыкой. В дальнейшем, кем бы люди, выросшие на классике, ни стали, экономика выигрывает в геометрической прогрессии. Там приведены серьёзные статистические доказательства!

Багдасарян

А мы, к сожалению, к своей культуре иначе относимся: считаем всё это несущественным. Хотя, скажу честно, где бы я ни был, в каком бы уголке земного шара ни оказался, – везде любят Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Достоевского, Толстого – весь мир обволакивает русская культура, русская музыка, литература. Поэтому я считаю, что весь мир давно русский, если мы говорим об искусстве. И вот, то, что вы здесь делаете, потихоньку приближает нас к тому, что делается в Германии. И это здорово, это – залог прекрасного завтрашнего дня. Тут никаких сил жалеть просто нельзя!

Оглянитесь вокруг: у вас здесь не только природа потрясающая, у вас и люди особенные. Вот идёшь в лес – грибы у вас хорошие, так и детки у вас хорошие… Настоящие самородки! Ломоносов ведь тоже не в Москве родился! Наша общая задача сегодня – выявлять вот этих самородков, передавать им опыт, давать возможности. В этом плане ваш министр, глава Госкорпорации, – он очень умный товарищ, он всё правильно делает, к искусству он относится как положено. И властям вашего города я хочу низко поклониться. Хотя я, надо сказать, из тех, кто не любит перед руководством лебезить или ещё что-то там… Но то, что ваши власти создают условия для существования музыкальных школ, для развития детей, для строительства завтрашнего дня, – всё это огромное значение имеет. И, конечно, низкий поклон родителям, педагогам, всем им я низко кланяюсь, восхищаюсь, и уверен: они тоже убеждаются в том, что дети, занимающиеся музыкой, – они вдохновлённые приходят и лучше учатся, лучше себя ведут дома, в быту, в общении. Всё это складывается, и, благодаря переплетению человеческих качеств, душевных, эмоциональных, рождается добро. А добро, как известно, обязательно спасёт это мир!

Предыдущая статьяБраво, конкурс!
Следующая статьяЧто строится на пересечении улиц Победы и Юбилейной?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя