Помните, как в детстве, запуская в небо самолётики, сложенные из тетрадного листка, мы пытались установить зависимость траектории их полёта от загиба крыла, от остроты носа? Кто из нас уже тогда не пытался проникнуть в тайны авиамоделизма? А есть мальчишки, пытливый ум которых заставил идти дальше бумажных «беспилотников».

Именно на мальчишеской любознательности сыграл руководитель авиамодельного кружка Станции юных техников Центра детского творчества Андрей Хребтов, войдя однажды на переменке в третий класс 68 школы с пенопластовым самолётиком в руке.

Пустив тогда в планирующий полёт над партами немудрёную модель, Андрей просто объявил: – Кто хочет, чтобы его самолёт летал так же, может прийти в кружок.

И сработало! После уроков все мальчишки из класса гурьбой отправились в ЦДТ – записываться в авиамодельный. Надолго здесь задержались только два пионера – Алёша Филиппов и Серёжа Коршунов. Можно сказать, по сегодняшний день.

Так Алексей сделал шаг навстречу своему новому увлечению, которому суждено было стать любимым делом его жизни.

Летающие модели наши учёные строят уже более чем два с половиной века. Российский авиамодельный спорт в этом году отмечает 95-летие, отсчёт ведётся со дня 28 августа, когда соревнования авиамоделистов приняли всесоюзный масштаб. И чуть больше тридцати лет из этого почти века по праву принадлежат и Алексею.

Он, как и многие его сверстники, корпел над учебниками, занимался лёгкой атлетикой, бегал на коньках, участвовал в пионерской работе школы, даже играл в сценках. Но именно секреты аэродинамики зацепили тогда десятилетнего парнишку, заставляя вновь и вновь мастерить модели, постигать тонкости их строительства и ставить на крыло, внимательно следя за полётами, наблюдая за их поведением в воздушной среде.

В школе ему нравились математика и физика, а потому формулы, предлагаемые руководителем авиамодельного кружка и применяемые при конструировании сверхлёгких, так называемых «зальных», резиномоторных аппаратов, Алексею были понятны и необходимы. Он часами просиживал над дополнительной технической литературой, вычерчивал, выпиливал, склеивал… Дома с пониманием относились к его увлечению, и даже младший из двух его братьев, Виталий, проникся интересом. Они вместе ходили стрелять в тир и вместе мастерили модели. Алексей получил первый взрослый разряд по пулевой стрельбе из винтовки, но остался верным авиамоделизму.

Авиамоделизм – это творчество, проявление интеллекта, это зрелищность. Зрителей на демонстрациях авиамоделей и болельщиков соревнований завораживает вид парящих в небе летательных аппаратов. Алексей вместе с тренером и товарищами по кружку выезжал на областные и всероссийские соревнования, брал призы. Так, в Заречном, Пензенской области, на состязаниях среди закрытых городов Алексей Филиппов (класс резиномоторных моделей) и Сергей Коршунов (класс планеров) заняли первые места. А когда пришло время определяться в жизни – куда пойти после окончания школы, – сомнений не было: только авиационный вуз.

И неудивительно, что спорт, питающий перспективными кадрами авиационную промышленность, помог Алексею как при поступлении в Казанский технический университет имени А.Туполева (до 1992 года – Казанский авиационный институт), так и в дальнейшей учёбе в нём.

Было интересно, ведь этот вуз имел сильную авиамодельную школу, хорошую базу и лабораторию, где можно было максимально приложить и совершенствовать свои знания и опыт. Уже будучи студентом, Алексей в 2000 году выполнил норматив мастера спорта России по авиамоделизму. Также ездили на соревнования – этапы Кубка мира, российские.

Правда, о том, чтобы остаться в Казани и работать, например, на вертолётостроительном заводе, думать не пришлось: в начале 2000-х и зарплаты там были малопривлекательны, и жильё особо никто не предлагал (в 1990-е годы некоторые чиновники рассуждали, мол, нечего самим строить самолёты – их же можно купить за рубежом! – Прим. автора). И вернулся Алексей Филиппов по окончании университета с дипломом инженера вертолётостроения в родной город.

Его взяли на работу в четвёртый цех (нестандартной техники) комбината «Электрохимприбор» на инженерную должность технолога станков с ЧПУ, потом перевели конструктором. Позже он перешёл в основной, 219 цех, где сейчас и трудится. А свои знания авиационного инженера он продолжил применять в своём прекрасном хобби и спорте.

Авиамоделизм в России пользуется сегодня заслуженным вниманием и почётом, а для демонстрации моделей и проведения соревнований выделяются отдельные площадки, во многих городах проводятся целые фестивали, праздники, авиашоу. Он, как и раньше, наиболее популярен среди молодёжи школьного возраста, в то же время авиамоделизмом на профессиональном уровне занимаются представители всех возрастов.

В Лесном создана такая первичная организация при ДОСААФ, костяк которой составляют пять человек: Сергей Коршунов, Никита Богачёв, Алексей Филиппов, Константин Чанчиков и Александр Гаврилов. На комбинате входят в традицию авиамодельные фестивали, проводимые совместно с 074 отделом, для работников предприятия и их детей.

На таком фестивале «Моя первая модель» в 2019 году родители вместе со своими детьми запускали в небо простейшие самолётики, изготовленные собственноручно из общедоступных материалов на мастер-классе. И нынче, в конце июня, планируется проведение праздника с предварительным мастер-классом по правильному и быстрому изготовлению моделей. Консультанты и судьи – наши профессиональные авиамоделисты.

Руководство предприятия оказывает поддержку развитию этого вида спорта на комбинате «ЭХП». К сожалению, из-за пандемии в прошлом году отменена поездка спортсменов для участия в соревнованиях этапа Кубка мира и чемпионата России. В этом же году откомандированные в Нальчик спортсмены вернулись в Лесной с Кубка и чемпионата России с хорошими результатами.

Взрослые авиамоделисты Лесного не оставляют без внимания юных спортсменов. Привлекает к своему любимом делу Алексей и маленькую дочку. Катюше, первокласснице, нравится запускать в небо папины самолётики, «участвовать» в соревнованиях, и она уже начинает вместе с папой мастерить свои модели.

Он не кривит душой, не пытается придать своему увлечению показного романтизма и не говорит, что «глядя на свою модель, парящую наверху, мечтает сам подняться в небо». Всё гораздо прозаичнее: для него авиамоделизм – чисто технический вид спорта, это сухой расчёт и стремление к совершенству движения, скорости и траектории полёта своих «птиц» – вот смысл его работы над ними.

– Отрегулированную во время настроечных полётов свободнолетающую модель собираешь, настраиваешь ещё на земле, выставляешь размеры, постановочные углы, закручиваешь резиновый мотор и запускаешь – больше в её полёт не вмешиваешься, – с увлечением рассказывает Алексей Филиппов. – Лишь следишь, куда и как она летит. Здесь важно, как правильно ты определил для запуска восходящий поток воздуха, от этого зависит время нахождения аппарата в полёте, и для этого нужны дополнительные технические приборы.

А скорости ветра над самой землёй и на высоте различные, поэтому за моделью необходимо внимательно следить до самой посадки – и чтобы не потерять её, и чтобы анализировать дальнейшие её регулировки. А нужны ли они будут – это видно по полёту: модель движется по кругу, может планировать, пикировать либо кабрировать (нос вверх – Прим. автора). И ты уже сам смотришь, что правильно для твоей модели. Кстати, их для соревнований нужно иметь не одну, в том числе и для учёта погодных условий, которые меняются в течение дня не по разу. И это серьёзно. Это страсть.

Алексей, конечно, уже не плачет, как в детстве, на соревнованиях в случае неудачи, когда модели выходят с переломанными крыльями из борьбы с воздушными потоками.

Он только ещё больше собирается и следует своему правилу – никогда не сдаваться, в следующий раз повезёт! И снова – работа ума, расчёты, формулы, испытания… За его плечами не одни соревнования различного уровня, всего изготовлено им и усовершенствовано около 15 летающих авиамоделей.

Сейчас Алексей Филиппов – серебряный призёр России по авиамодельному спорту – второе место привёз с чемпионата России-2021 в Нарткале (Кабардино-Балкария). Член Федерации авиамодельного спорта России, он верит, что «золото» ему покорится.

Фотоиз личного архива Алексея Филиппова
Предыдущая статьяСовет глав
Следующая статьяФигурное катание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя