В начале мая театр-студия «Арлекин» Центра детского творчества участвовал в XV фестивале-семинаре детской театральной педагогики «Пролог-Весна 2019», проходившем в Москве.
«Арлекин» выбирает «Пролог-Весну» уже четвёртый раз, предпочитая лауреатским дипломам образовательную программу. На этот раз в ней было заявлено 29 мастер-классов, лабораторий, воркшопов, творческих встреч, не считая тренингов. Трёхдневный курс по актёрскому методу Михаила Чехова и Николая Демидова, мастерские по художественному слову, сторителлингу, психической коммуникации, сценическим ритмам, вокалу, художественному образу спектакля, музыкально-пластический тренинг, йога-разминка в сценодвижении, театральное блогерство и другое. Удивительно, что арлекинцам (а их было всего десять) удалось побывать на всех мастер-классах. Обменивались впечатлениями в метро, гостинице, за обедом, вместе пытались разобраться в том, что казалось непонятным.
Фестиваль «Пролог-Весна» отличается от других мощной образовательной программой при отсутствии конкурса. Здесь – хоть и проводится отбор спектаклей по видеозаписям – не сравнивают работы «ученические», с детьми младшего подросткового возраста, и дипломные, с выпускниками колледжа музыкально-театрального искусства. Вместе с тем постановки становятся основой для серьёзного профессионального разговора, осмысления проблем и художественных, и педагогических.
Шесть коллективов – от Праги до Южно-Сахалинска – приехали в Москву специально на эту образовательную программу, ещё 12 детских театров (в том числе «Арлекин») сыграли спектакли, составившие разнообразную афишу фестиваля (по произведениям Александра Пушкина, Марины Цветаевой, Антуана де Сент-Экзюпери, Линор Горалик, Сергея Козлова, Дэвида Алмонда, Ульфа Старка и др.). Вечер завершался обсуждением: в двух больших аудиториях шли детские «обсуждалки», давно ставшие «Прологовским брендом», – по методике безоценочного интервью: запрещено говорить «понравилось» или «не понравилось», но участники непременно выходят на сущностный разговор о смыслах, идеях, образах спектакля. В третьей аудитории режиссёры, «отталкиваясь» от спектакля, формулировали самые насущные, острые, тревожащие вопросы, чтобы вместе осмыслить их, разобраться, попытаться найти ответ. В этой «практике вопрошания» было затронуто немало важных тем: проблемы соотношения художественных и педагогических задач, выбора материала, несовпадения культурных кодов, границы диалога с современными подростками, профессиональные разочарования, авторское право и др.
Несмотря на трудности (а спектакль в чужом зале, с неизбежными потерями в сценографических и технических решениях, всегда стресс), наше «Маленькое солнце» было хорошо принято зрителями. Полный зал – как и здесь, в Лесном – аплодировал стоя. Нам говорили о «самом пронзительном и трепетном спектакле», о «самом взволновавшем», о том, что «спектакль не отпускает уже третий день». В Прологовской почте оказалось письмо: «Спасибо большое вам за ваш спектакль! Он мне понравился больше всех. Вы очень талантливые актёры. Надеемся вас ещё когда-нибудь увидеть». Спектакль по повести Юрия Воищева «Я жду отца» был единственным, действие которого происходит в годы Великой Отечественной войны. И хотя некоторые режиссёры высказались о том, что современным подросткам не интересна тема войны, опровергли это они сами, восхищаясь «самым душевным спектаклем», который «тронул до слёз», а на итоговом обсуждении выйдя на «вневременность» сюжета об ожидании Отца, на его Библейские аллюзии.
Кроме фестивальной программы нам посчастливилось побывать в Музее Москвы на уникальной выставке «Сундук памяти», экскурсию по которой провела Марина Москвина, автор выставки, писательница, с которой «Арлекин» дружит уже 15 лет. В центре экспозиции, очень красиво и стильно оформленной художником Леонидом Тишковым, – сундук, поднятый в 1933 году под Новороссийском с затонувшего корабля «Женероза» героическим дедом Марины Львовны Степаном Захаровым. В сундуке сохранились его труды (в том числе «Путь к коммунизму»), письма, фотографии, мандаты, удостоверения, свидетельства чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией. Здесь же – овеществлённые судьбы других родственников, которые, растворившись в революциях и войнах, создают грандиозный и в то же время живой портрет эпохи. Сохранение родовой памяти отражено во многих спектаклях «Арлекина», потому встреча с Мариной Москвиной и её рассказ на выставке так значимы для нас.
На «Прологе-Весне» каждый коллектив награждается дипломами с особенными формулировками. Актёры «Арлекина» – «за глубокое прочувствование жизни персонажей» (сколько раз мы слышали о подлинности образов – «как будто из той эпохи»!) Режиссёр – «за чуткость педагогической работы». Дипломом отмечены актёрские работы Глеба Ежова, Даниила Смирнова и Ивана Проскурина – «за трогательное трио настоящих мужчин». Волшебным подарком стали книги о театре, редкие и очень нужные.
В полночь перед открытием фестиваля все коллективы получили задание: подготовить минутное выступление на тему «Безумная весна». «Безумная» – потому что красной нитью праздника проходили импровизации по мотивам «Алисы в Стране чудес». И можно повторить за героиней: «Рано или поздно всё станет понятно, всё станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем всё было нужно, потому что всё будет правильно».
Большое спасибо коллегам и родителям за помощь в организации поездки! Спасибо всем, кто любит театр и кому интересны спектакли «Арлекина». Будем рады видеть вас!